Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Самая твердая валюта: жетонам минского метро исполнилось 25 лет

1 июня исполняется 25 лет с тех пор, как на всех станциях первой линии минского метро начали принимать жетоны. Когда их вводили, газеты предупреждали: при нынешнем уровне инфляции жетоны могут оказаться самой твердой валютой. И оказались правы: малиновые кругляши пережили три деноминации, уйму девальваций и повышение стоимости проезда в 60 миллионов раз. Я поковырялся в старых газетах и вспомнил историю появления жетонов.



Внимание! Фотки некликабельны. Фотографии полного размера доступны на сайте с оригиналом статьи


Фото: Александр Лычавко


До апреля 1991-го для прохода в метро нужно было бросить в турникет монету в 5 копеек. А потом, второго числа, случилось «павловское» трехкратное повышение цен, и проезд в городском транспорте стал стоить уже 15 копеек. Метрополитеновцы оперативно перестроили турникеты: теперь можно было бросать или одну «пятнашку», или три «пятачка». В первый день 1992-го проезд в метро подорожал до 30 копеек (надо было бросать две монеты по 15 коп.), а ровно через месяц, 1 февраля, — до 40 копеек (теперь уже надо было готовить две монеты по 20 коп.).

Работникам подземки непросто было перенастраивать турникеты на всех станциях, и когда с 1 мая 1992-го проезд подорожал снова — до 1 рубля, то… ничего менять не стали. К тому времени советские монеты уже почти вывели из оборота (сдачу ими выдавали очень редко), а купюры оставались в ходу еще целый год. И когда ты протягивал кассиру метро один «деревянный» (бумажный) рубль, то он тебе взамен выдавал… две монеты по 20 копеек каждая. Если завалялись в кошельке двугривенные, можно было немало сэкономить на проезде. Но таких счастливчиков было немного, и в кассы выстраивались длиннющие очереди.

В мае первые два турникета, принимающие жетоны, появились на станции метро «Площадь Ленина». Но только на одной станции, а всего станций в минской подземке в то время было 15: девять на первой линии и шесть на второй; турникетов и вовсе больше сотни. Газета «Добры вечар» сообщала: для запуска системы на первой линии нужно отчеканить 3 миллиона жетонов и переоборудовать 60 турникетов. А в Москве жетоны и вовсе в качестве валюты использовались!




Заметка в газете «Добры вечар» за 8 мая 1992 года


А 1 июня жетоны появились на всех станциях первой линии. Газеты писали, что очереди все такие же длинные и что в одни руки продают только один жетон. И все равно многие минчане покупали жетоны и не бросали в турникет, а оставляли себе про запас — с первых же дней образовался дефицит.




Заметка в газете «Вечерний Минск» за 2 июня 1992 года


Не обошлось и без путаных фактов: «Вечерний Минск» писал, что в первый день в оборот запустили 115 тысяч жетонов, а в наличии осталась всего 41 тысяча. «Добры вечар» же сообщал, что ввели в действие 60 тысяч жетонов, и на сторону ушли 23 тысячи.




Заметка в газете «Вечерний Минск» за 10 июня 1992 года




Заметка в газете «Добры вечар» за 4 июня 1992 года


Интересно, что в газетах не встретить слово «турникет» — вместо этого пользовались длинным термином «автомат-пропускник». А «Звязда» обратила внимание, что единственное слово «метрополитен» написано на жетоне по-русски. Разрабатывали жетоны в НИИ ЭВМ, а производством их занимался минский Завод вычислительной техники. Поначалу его единственный пластомат мог выдавать лишь 8 тысяч жетонов в сутки, и даже сокращенную партию — в 1 миллион штук — к июню отштамповать не успели.




Заметка в газете «Звязда» за 3 июня 1992 года


В июле 1992-го жетоны ввели и на всех станциях второй линии. Ажиотажный спрос на них сохранялся долго. Несмотря на то, что в январе появились проездные на метро, а в мае — совмещенные проездные на подземку и наземный транспорт, многие минчане предпочитали оплачивать проезд по старинке: каждую поездку в отдельности. Газеты писали: «Подобно московскому, наш жетон может стать твердым эквивалентом денег» и «Похоже, что он раньше рубля превратился в конвертируемую валюту». Такая тенденция — высокий процент оплаты именно жетонами — сохраняется до сих пор.

Во время разработки жетонов испытывали разные их цвета: белый, желтый, зеленый, фиолетовый… Но в итоге оставили именно малиновый цвет. К слову, цвет — лишь один из шести параметров, по которым турникет проверяет подлинность жетонов. Также опробовали разные по размеру металлические сердечники.




Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY


Коллекционеры изучают жетоны и пытаются найти неизвестные ранее разновидности. У одного буква «М» большая, а у другого маленькая; у одного линии толстые, а у другого тонкие; у этого рисунок на реверсе перевернут вверх ногами, а у этого оттенок малинового немного не такой…




Фото: сайт Minsk-Metro.net
Фото: сайт Minsk-Metro.net


Несколько редких жетонов непривычного цвета сгущенного молока нашлись и в нашей коллекции. При такой окраске у них очень хорошо видны даже самые маленькие трещины. А вот надписи, наоборот, считываются плохо.




Фото: Александр Лычавко, TUT.BY


Минские жетоны — одни из самых долгоживущих. После 1991 года в метрополитенах бывшего СССР начали вводить жетоны, но со временем они или значительно менялись (скажем, были металлические — стали пластмассовые, были синие — стали оранжевые), или вовсе выходили из обращения. Пожалуй, старше минского — металлический жетон из Санкт-Петербурга: там они появились 1 марта 1992 года и почти в неизменном виде используются до сих пор. В начале 1992-го ввели используемые и поныне жетоны новосибирского метро.

Минский жетон пережил деноминации 1994, 2000 и 2016 годов. С 1991 года стоимость проезда в столичной подземке выросла более чем в миллиард раз. Cами жетоны за все годы существования подорожали в 60 миллионов раз. Себестоимость изготовления одного жетона — около 20 центов США. Кассирам всех станций на продажу ежедневно выдают около 800 тысяч жетонов.

Правы были газеты в 1992-м: малиновый кругляш для оплаты проезда действительно стал самой твердой белорусской валютой. Все двадцать пять лет для него действует четкий курс обмена: один жетон — одна поездка на метро.




Фото: Александр Лычавко, TUT.BY


https://news.tut.by/society/545539.html


Tags: tut.by, Минск, городская жизнь, журналистика, метро, стацця, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments