Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Не самый серьезный самоучитель: как научиться разбираться в белорусской живописи

Уроки МХК прогуляли, до музеев не дошли — культурное образование прошло мимо? Хотите разбираться в живописи, но ради новых знаний неохота отрываться от танчиков? Как с лету научиться узнавать полотна беларуских художников и их авторов, если хочется произвести впечатление, а времени на книги не осталось? Я отобрал работы тринадцати авторов и подготовил краткий самоучитель. С его помощью вы не станете знатоком живописи, но по крайней мере профана в вас раскусят не сразу.

В Интернете уже почти десяток лет гуляют краткие советы по повышению культурной грамотности: мол, если видишь на картине много маленьких людишек, занимающихся непонятной ерундой, — то это полотно Босха. Есть похожие советы в стихах, а есть и про русских художников. Только про белорусских — нету. Точнее, не было до сих пор.


Наследие изобразительного искусства Беларуси и ее земель всех прежних этапов государственности огромно. В одном только кратком справочнике «Википедии» перечислены сто двадцать художников — а сколько еще в него не попало! После прочтения самоучителя отправляйтесь в музей. В последнюю среду каждого месяца Национальный художественный музей пустит вас приобщиться к искусству бесплатно.

Если на картине изображены дворцы, усадьбы, храмы и развалины, причем изображены слегка в отдалении, как будто зритель только-только вышел из леса или из-за угла и остановился, пораженный величием архитектуры, — картину писал Наполеон Орда (1807–1883).



Мирский замок, 1880


Вид на Клеваньский замок, конец 19 ст.


Беларускую архитектуру изображал и польский художник Юзеф Пешка (1767–1831), но у него замки-усадьбы-костелы зачастую показаны совсем издали.



Несвиж, около 1800


Если люди летают над покосившимися домиками, какой-нибудь персонаж кривоног, криволиц и разрисован в синий или зеленый цвет, а полотно в целом напоминает подводную съемку, — это Марк Шагал (1887–1985).



Над городом, 1918


Скрипач, 1913


Когда на картине изображены лунные города, марсианские пустыни, сатурнианские закаты и высоколобые инопланетяне, то автор полотна наверняка Язеп Дроздович (1888–1954). А еще он делал портреты деятелей белорусской истории, земные пейзажи аквамариновых тонов и черно-белые зарисовки памятников архитектуры.



Сустрэча вясны на Сатурне, 1932


Царква ў Серніках, 1926


Вы видите бородатого еврея за работой — портного с иглой или утюгом, штукатура с мастерком, пекаря с хлебами, стекольщика, сапожника, толкователя Талмуда и прочих представителей почетных профессий, — значит автор полотна, без сомнения, Юдель Пэн (1854–1937).



Старый портной, 1910


Часовщик, 1914


Видите портрет, полный разноцветных пятен, причем у героя кривое лицо и узловатые пальцы? Значит, портрет писал Хаим Сутин (1893–1943). И если вместо портрета — натюрморт с такими же кривыми селедками, то это тоже Сутин.



Портрет Мадлен Кастен, около 1929


Натюрморт с селедкой и луком, около 1917


Если видите пейзаж и непременно с речкой, озером, заливным лугом или хотя бы большой лужей, а деревья все такие тонкие и изогнутые, как у Левитана, — то это Витольд Бялыницкий-Бируля (1872–1975).



Голубой весной, 1943


Весна, 1899


А если видите такие же левитановские чахлые деревца (причем листва выполнена широкими бесформенными мазками), но вместо рек и озер — частенько заснеженные холмы, а сам художник стоит как будто не на земле, а на табуретке или даже на стреловом подъемнике, — то это наверняка будет работа Виталия Цвирко (1913–1993).







Когда на холсте поле с во-о-от такенными огромными многоэтажными облаками и избушками рядом с покосившимися от ветра деревьями, — это Фердинанд Рущиц (1870–1936).



Земля, 1898


Пустота (Старое гнездо), 1901


Если на полотне вы видите натюрморт с цветами и фруктами, или портреты людей с идеальными прическами и ровнюсенькими проборами, или комбинацию таких портретов и натюрмортов, — то можете биться об заклад, что картину писал Иван Хруцкий (1810–1885).



Плоды, дыня, 1830–е


Портрет неизвестной в белом платье с книгой, 19 в.


Если на картине яркими красками изображены усадьбы среди деревьев или интерьеры с огромными окнами, то смело можно называть имя автора — это Станислав Жуковский (1873–1944).



Мартовский вечер, 1904


Интерьер библиотеки в помещичьем доме, до 1944


Картина полна мрачных красок и темных тонов, которые изображают солдат, узников концлагерей, беженцев, трупы, женщин с грудными младенцами? Это работы Героя Беларуси Михаила Савицкого (1921–2010). Народный художник СССР сам пережил ужасы концлагерей.



Летний театр, 1974–1979


Партизанская Мадонна (Минская), 1978


А если на картине, наоборот, все жизнерадостно и куча маленьких людишек, как у Брейгеля, разбросаны по всему полотну (да притом все персонажи носатые), — значит, картину написал мастер наивного искусства Валентин Губарев (род. в 1948-м). Он жив-здоров и радует нас своими выставками.







Фотографии: 1–3, 8–11, 16–21, обложка — Википедия, 4–5 — Flickr, 6–7 — Drazdovich.by, 12–13 — Artpoisk.info, 14–15, 22–25 — Delaemvmeste.by

http://www.the-village.me/village/culture/mastactva/261977-samouchitel-jivopisi
https://news.tut.by/culture/551172.html


Tags: the village, tut.by, журналистика, распознай-ка, стацця, я так подумал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments