Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Как можно избавиться от толкучки на станции метро «Октябрьская»

Третью линию метро (точнее, первые четыре ее станции) обещают запустить в 2019 году. А до того времени еще два года на «Октябрьской» и «Купаловской» будут толпы. Зато потом, предполагается, пассажир по пути из Каменной Горки в Малиновку не станет пересаживаться на «Октябрьской», а вместо этого сделает две пересадки на третьей линии. Что-то нам подсказывает, что так будут поступать очень немногие, а большинство по старинке постараются сделать поменьше движений. Между тем, уменьшить столпотворение на станции пересадки можно было уже давно, просто перенаправив потоки входящих и выходящих. Я изучил, как можно развести пассажиров, чтобы избавиться от толчеи.


В чем проблема

       Проблема: много людей не только в часы пик, все спешат и мешают друг другу. Через вестибюль у магазина «Центральный» пассажиры спускаются и на «Октябрьскую», и на «Купаловскую». Пересаживаются с «Купаловской» на «Октябрьскую» и наоборот. Выходят с «Октябрьской» и «Купаловской» на поверхность. В результате толпы людей сталкиваются друг с другом, скорость движения падает, все друг другу мешают. А еще из четырех эскалаторов на «Октябрьской» частенько работают только два: один простаивает, еще один в резерве.
     
      
     
       Пытались ли решить вопрос?

       Еще в декабре 2002 года в газете «Вечерний Минск» вышла заметка «Гордиев узел хотят разрубить». Главный инженер ОАО «Минскметропроект» Василий Жибуль рассказал, какие три мероприятия позволят уменьшить столпотворение на «Октябрьской».

       Во-первых, переориентировать маршруты наземного транспорта. Если человеку надо с «Пушкинской» на Комаровку — то можно было бы пустить прямой автобус или троллейбус. За прошедшие пятнадцать лет маршруты перекроили десятки раз, и кое-где действительно удобнее пользоваться троллейбусом, чем метро. Но прямого наземного транспорта с «Пушкинской» на Комаровку, к слову, все еще нет.

       Во-вторых, собирались перенаправить потоки пассажиров на станциях пересадок: «Как одна из ближайших перспектив рассматривается и вовсе не популярная, но необходимая с точки зрения безопасности мера. После изучения пассажиропотоков на входах, выходах и по переходу (тоннелю) планируется изменить схему движения пассажиров на пересадочном узле». Об этом мы подробнее расскажем чуть ниже.

       Кроме того, в совсем уж отдаленной перспективе хотели построить новый подземный вестибюль с выходом на Октябрьскую площадь перед Дворцом Республики.

       В-третьих, вовсю планировали строительство третьей линии метро, причем размахнулись не на шутку: первый участок должен был связать Зеленый Луг с улицей Жуковского, — это около десяти станций сразу. Газета писала, что пересадочный треугольник появится уже через десять лет — то есть, где-то к 2013–у. Строительство началось, но первые четыре станции (а не до Зеленого Луга) сдадут хорошо, если через два года.

       Кроме того, инженер сетовал, что на переходе с «Октябрьской» на «Купаловскую» всего три нитки эскалатора. Но осенью 2008–го здесь поставили четыре ленты, и пропускная способность «лестницы-чудесницы» выросла на 8,5 тысячи человек в час.
     

       Как можно перенаправить потоки

       В газетной заметке пятнадцатилетней давности нет всех деталей того, как планировали развести потоки пассажиров. Сказано лишь, что вход на «Октябрьскую» будет только со стороны Дворца Профсоюзов, а вестибюль у универсама «Центральный» будет работать только на выход. Пассажиров, которые пересаживаются с линии на линию, отправят разными маршрутами, чтобы толпы не пересекались.

       Любители транспорта на форумах прикидывают, как не дать пассажирам путаться друг у друга под ногами. За основу взяли предложение Василия Жибуля и доработали его. Вырисовалось два перспективных варианта. Оба они предполагают вот что:

       - Вход на «Октябрьскую» со стороны универсама «Центральный» закрывается. Попасть на «Октябрьскую» можно только со стороны Дворца Профсоюзов и Дома Офицеров;
       - Выйти с «Октябрьской» можно как в сторону «Центрального», так и в сторону Дворца Профсоюзов;
       - Вход и выход на «Купаловскую» — со стороны улица Карла Маркса, у театра имени Янки Купалы;
       - Переход с «Купаловской» на «Октябрьскую» — по тоннелю (лестница вниз, тоннель, лестница вниз);
       - Переход с «Октябрьской» на «Купаловскую» — по эскалатору вверх и лестнице вниз.
     
       А вот и различия.

       Вариант 1: через вестибюль у «Центрального» войти можно только на «Купаловскую»;
       Вариант 2: вестибюль у «Центрального» — только для выхода как с «Октябрьской», так и с «Купаловской».
     
    


     
       Что все это даст

       - Пересечение потоков в круглом зале между «Октябрьской» и «Купаловской» сильно уменьшится или исчезнет совсем. Аналогично исчезнет встречное движение и давка в тоннеле;
       - Пассажиры второй линии, которые собираются переходить на первую, будут «кучковаться» в центральных вагонах поезда, чтобы оказаться ближе ко входу в тоннель. Таким образом, разгрузятся головные и хвостовые вагоны, а по «Октябрьской» люди станут распределяться равномернее;
       - Эскалаторы в сторону «Центрального» станут работать только на подъем (три включены, один в резерве или для пешего спуска работников станции), — так можно быстрее поднимать пассажиров на поверхность, а на станции станет свободнее.
     

       Что в этом плохого

       А то, что пассажирам придется больше ходить пешком, чтобы попасть на станцию. Идешь из ГУМа или с улицы Ленина на метро — будь добр еще и пересечь всю Октябрьскую площадь. А это лишние двести метров и светофор. Хочешь попасть на вторую линию — заверни за угол и пройди до улицы Карла Маркса.
     

       Что скрывается за стеной

       Для оптимизации потоков можно было бы использовать еще несколько сооружений подземки. Одно из них — подземный торговый центр «Купаловский». Архитектор Владимир Телепнев говорил: «Первым и долгое время единственным освоенным было пространство над перронным залом станции "Октябрьская": кассы междугородних автобусных маршрутов и авиакассы, позже перепрофилированные в торговый зал "Купаловский"».

       Сейчас через «Купаловский» можно пройти под улицей Энгельса и выйти на Октябрьскую площадь. Может, как раз здесь Василий Жибуль предлагал построить еще один подземный вестибюль?

       Второе сооружение — законсервированный выход между «Октябрьской» и «Купаловской», сбоку от эскалаторов (на схемах отмечен красным прямоугольником). Когда-то здесь стояли турникеты, несколько лет назад их убрали. Двери этого закрытого выхода направлены в сторону Александровского сквера. Но куда они ведут на самом деле?

       СМИ в разное время сообщали, что это якобы заброшенный долгострой, выход из которого должен был вести не то в Александровский сквер, не то прямо в торговый центр «Купаловский». Согласно совсем уж диким слухам, за дверьми — склады боеприпасов «на случай команды о диверсионной ликвидации крупного метроузла».

       Пресс-секретарь «Минского метрополитена» Алексей Кузьмин, ссылаясь на работников с большим стажем, рассказал The Village Беларусь, что эти двери никогда не использовались и были закрыты еще с момента запуска подземки в 1984–м. Сам выход полностью построен и вливается в подземный переход под «Центральным» за цветочным магазином, но замаскирован стенкой и обычной железной дверью.
     

      Что-нибудь изменилось за пятнадцать лет?

       Осенью 2014 года транспортные фанаты заметили, что на «Купаловской», «Октябрьской» и пешеходном тоннеле между ними работники метрополитена записывали время прихода и ухода поездов и подсчитывали пассажиров, переходивших между станциями. Как будто все шло к тому, что на станциях что-то поменяют.

       Но за два месяца до этого в «Вечернем Минске» вышло интервью с тогдашним начальником подземки Ростиславом Юреней. И он дал понять, что ничего не будет:

       — Одно время предлагалось пустить пассажиров вкруговую: с «Октябрьской» на «Купаловскую» через эскалатор, а в обратном направлении — через пешеходный тоннель. Или наоборот…
       — Опыт работы метрополитена показывает, что заставить людей идти в направлении, которое мы считаем оптимальным, невозможно. Это вызывает только недовольство.
     

       Что метрополитеновцы говорят сейчас

       Пресс-секретарь подземки Алексей Кузьмин рассказал нам про ту идею пятнадцатилетней давности:

       — Может, фантазеры из «Минскметропроекта» когда-то и придумали. У нас такого в планах и не было. Как-то мы проводили большое изучение пассажиропотока. Думали, что в ходке (тоннеле) можно поставить какие-то перила, разграничители. Но оказалось, что барьеры и поручни, которые разграничивают правый и левый потоки, только усугубляют ситуацию, и от этой идеи пришлось отказаться.

       Чтобы в одну сторону — по тоннелю, а в другую — по эскалатору, — тоже сделать не получится. Как мы можем ограничить этот поток? Кому-то запретить ходить по ходку и направить на эскалаторы? Во-первых, у тоннеля и у эскалаторов разная пропускная способность, эти два пути даже сравнивать некорректно. Здесь сам ногами идешь, а тут тебя эскалаторная лента везет. Во-вторых, в тоннеле можно идти с крупногабаритной поклажей, с коляской, с большой тележкой, а как это сделать на эскалаторе? Есть очень много нюансов, которые мы как эксплуатирующая организация обязаны учитывать.

http://www.the-village.me/village/city/transport/263381-pimp-my-ride


Tags: the village, журналистика, карты, метро, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments