Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Диггер в Питере и вновь

Прошлую неделю я провел в Санкт-Петербурге. Это был уже мой пятый приезд туда. В позапрошлый раз по итогам поездки я поделился некоторыми наблюдениями,  в позапозапрошлый раз - тоже. Сейчас будут новые замеченные особенности города. На этот раз кое-где остановлюсь подробнее.

В городе удалось встретиться со старыми друзьями Сергеем sergey_larenkov, Алексом kazantipa и Никой nightincat. Сергей покатал по городу и показал новые места (ЗСД и "Лахта-центр"), а с Алексом и Никой мы прошли от Московского до Витебского вокзала по разным улицам и обсудили многое. Было очень интересно с вами всеми!

А вот вам для привлечения внимания карта наших пеших прогулок по городу (центральная часть). Всякий раз я старался выискивать новые пути, чтобы, по возможности, не ходить дважды по одним и тем же улицам. Не всегда получалось, конечно, но все равно за 7 дней и 6 часов намотали много: 65 улиц/переулков/линий, 25 мостов. Общий пеший километраж (включая пригород Пушкин) составил 115 километров - это 25 Невских проспектов! А еще проехали 152 километра на общественном транспорте (автобус, маршрутка, трамваи, электричка, прогулочный кораблик) и 50 километров на автомобиле. Итого 315 км - это больше, чем два КАДа (объездная дорога А118)!



А теперь переходим к обстоятельным наблюдениям.


01. На вокзалах и станциях метро хорошенько разводят потоки входящих и выходящих пассажиров. Полагаю, все это для безопасности, чтобы встречные потоки не пересекались и не приводили к давке. Хотя иногда это приводит к неудобствам: выход вот он, а вход иди ищи за углом здания. Или на вокзале (Витебском): поднялся на платформу к поездам - а тем же путем спуститься обратно не выйдет: выходи в другие двери, спускайся другой лестницей, обходи. Но все же решение наверняка верное.

02. В городе полно самокатов. Если раньше было полно велосипедистов на хипстерских великах, то теперь очень много взрослых на самокатах. А я еще десять лет назад говорил, что за самокатами будущее. Но с тех пор произошла эволюция: для взрослых начали выпускать самокаты на увеличенных колесах. И, конечно, появились электросамокаты. А людей на всяких сегвеях, моноколесах и гироскутерах видел буквально по одному-два раза. Похоже, самокаты побеждают удобством.

03. В метро и электричках у бубнильщиков очень гнусавый голос в тихих шипящих и рипящих динамиках. Если не знаешь, что должен произнести машинист, - ни в жизнь не разберешь. У нас в электричках тоже далеко не всегда все слышно и четко, но в метро - школа Левитана.

04. На подоконниках, столбах и просто на земле полно визиток и листовок разных фирмочек, которые обещают помощь приезжим: жилье, работа, медицина. Причем утверждается, что все это бесплатно. В прошлый приезд таких объявлений не видел. Сильно смахивает на какую-то секту.

05. Посмотрели со стороны остров-парк Новая Голландия. Ночью и днем, внутрь не забирались. Похоже, там есть вай-фай и хипстеры, и одно проистекает из другого. Поспрашивал друзей - особых фишек этого парка назвать не могут. Этакий коворкинг, только огромный. Но, возможно, там все намного круче. Пусть знающие подскажут.

06. Почти везде на пешеходных переходах (особенно на набережных) - высокие каменные бордюры. Иной раз выше стандартных минских раза в два. Наверное, так сложилось исторически, когда переходов еще в помине не было, а переделывать не стали. Конечно, где-то есть и понижения, но чаще всего именно очень высокие эти ваши поребрики.

07. На зданиях на углу улицы редко встретишь табличку с названием самой улицы. Нужно пройти пару домов вглубь, чтобы прочесть, что за она. Из-за этого ориентироваться на ходу или при езде не так просто, как могло бы быть.

08. Столовые в Питере - просто класс. Класс, который напрочь отсутствует в Минске. Обычная столовка, которая работает круглые сутки и расположена на главном проспекте города? В Минске таких нет, даже некруглосуточных от силы 2-3 на весь проспект (и то университетские, с ущемленным режимом работы и режимом пропуска). А тут - и цены вменяемые, и сервис отличный, и пользоваться удобно и приятно. Похоже, тон задает сеть "Столовая №1", которую я отмечал еще в прошлый приезд. Но и другие подтягиваются. Но кое-кто на этом паразитирует и под вывеской "Столовая" выставляет ценник обычного недешевого кафе (в "Столовой №1" простой кофе 35 рублей, а тут 70, а простой борщ рублей по 80-100 вместо 45). Аналогично и с пышечными: краеугольная "Пышки" на Большом Конюшенном продает пышки по 14 рублей (4 штуки на доллар). В заведениях, которые косят под нее ("Пышечная", "Санкт-Петербургские пышки" и т.п.) минимум 15 рублей, в основном от 20 рублей за штуку.

Еще видели кучу заведений "Булочная №хх", каждый раз с разными числами в номере. Там еще какая-то нерусская фамилия и указано, что с тысяча девятьсот семьдесят какого-то года это все якобы существует. Внутрь не заходили, но мимолетом пару раз взглянул на меню у двери - вроде нормальные цены, схожи со столовскими. Кто просветит?

09. В музеях Питера (полагаю, и остальной России тоже) граждане Беларуси приравнены к гражданам России: для них билеты сильно дешевле, чем для остальных иностранцев. Кое-где требовали документы, чтобы какой-нибудь молдаванин или другой русскоговорящий чужеземец не прошмыгнул за полцены. Причем почти везде белорусские пенсионеры также приравниваются к российским пенсионерам - для них входные билеты еще дешевле: в Исаакиевском соборе, например, всего 50 рублей против обычных 250 рублея для россиян/белорусов, а более дорогих билетов для иностранцев там нет вовсе. Единственное место, где у нас не признали белорусский пенсионник, - Эрмитаж: пенсионеров России сюда пускают бесплатно, а пенсионеров Беларуси - за стандартную для россиян/белорусов цену.

В Пушкине (Екатерининский парк и дворец) очень интересное ценообразование. Чтобы попасть в платный дворец, надо сначала попасть в платный парк; а пройти во дворец, не оплатив вход в парк, не получится. В кассах на входе в парк нет цен на вход во дворец. Наблюдал: человек в парке спрашивал у милиционера, не знает ли он, сколько стоит билет для иностранцев, а то у него денег немного, может не хватить. А в очереди мы простояли 3 часа и 5 минут. Иностранец оказался из Молдовы, говорил на русском. Милиционер не знал и кому-то звонил, но его собеседник тоже не знал. Сейчас мне в комментариях напишут про смартфоны и интернет, но вот вам реальная ситуация: у человека не было либо одного, либо другого, либо и того и другого. Почему бы не указывать цену входного билета во дворец еще на входе в парк? Жалко потратить столько времени в тысячечеловекой очереди (примерный подсчет) и потом осознать, что медяков не хватает: билет для россиян - 700 рублей, для чужестранцев - 1.000 рублей.

Внутри самого парка отдельные постройки тоже платны для посещения. Например, чтобы посмотреть на павильон-ванную (ванна, кушетка, камин), надо отдать 150 рублей. Охранник скучал в отсутствии посетителей. Сделайте вход в парк не 150 рублей, а 200 или даже 250, но отмените платный вход во все остальные объекты, за исключением дворца, - посетителей во всех павильончиках станет намного больше. Удивительно, что туалет в парке тоже платный: я был уверен, что при платном туалете весь парк постепенно превратится в туалет бесплатный, - но нет, кто-то ходит и в платный (довольно неудобный, кстати).

10. В продуктовых магазинах на кассе не продают спички! Спрашивали в нескольких магазинах - действительно так. Сигареты на кассе, зажигалки на кассе, а спички где? Спички - в отделе хозтоваров и бытовой химии. Где-то между прокладками и стиральным порошком. Где разум, где логика?

11. Иностранные туристы почти поголовно снимают на зеркалки Canon и Nikon. Пару раз промелькнули Sony (зеркалки и беззеркалки), один раз (у русскоязычного туриста) видел зеркалку Pentax, еще по разу или два - Panasonic Lumia и Olympus. Странно, что альтернативных марок так мало и что так мало беззеркалок. Еще любопытно, что у японских и китайских туристов немало самых обычных цифровых "мыльниц" - их видел чаще, чем беззеркалки. Иностранцы тоже, как и наши, массово снимают на телефон вертикальные фото и видео.

12. Интересно, что в чеках из продуктовых магазинах (возможно, не всех) сразу указывают, какая ставка НДС на тот или иной товар: 10%, 18%, 20% или сколько там. Полезно!

13. В Эрмитаже полно картин на библейские и разные там амурные сюжеты, на которых женщины изображены не голыми или полуголыми, а непременно с одной обнаженной грудью. Может сложиться впечатление, что так по улицам и ходили. Впрочем, говорят, Аньес Сорель, французская королевская фаворитка из 15 века, действительно при дворе завела такую моду.

14. На барахолке на Удельной свободно продается порно: игральные карты, открытки, журналы, кассеты, диски, - лежат в открытую на прилавках и на земле. У нас в Беларуси даже за простой лайк под порнофотографией в соцсетях можно получить 8 лет тюрьмы.

15. Питерские транспортники еще не освоили традиционное грузинское транспортное раздолбайство, но находятся на пути к этому. Компания, которая обеспечивает в городе движение общественного транспорта, называется "Организатор перевозок". На его сайте нет точного расписания и схемы маршрутов, - как в наше время в таком большом городе может быть такая ситуация? Да у нас в любом райцентре у местного автопарка есть сайт с картами и расписанием. А здесь, в Питере, есть лишь время начала и конца движения и интервалы. Вот как выглядит расписание автобуса №1 в Питере. Карту видите? Правильно, не видите, потому что ее нет. И вот как выглядит расписание автобуса №1 в Минске (и ссылка "Схемы маршрутов" в верхнем правом углу - видите?).

С другой стороны, радует, что вводят новые маршруты и возобновляют старые. У меня был с собой атлас Питера с маршрутами транспорта за 2016 год, и действительность опередила этот атлас: на деле уже ходит трамвай №3 через Неву и №6 от Финского вокзала на Васильевский остров, - а в моей книжечке этих маршутов еще не было. С эстакады на станции метро "Ладожская" я увидел трамваи частной сети "Чижик" (сами трамваи делают у нас под Минском). Линия там как-то странно обрублена за 100 метров до старого разворотного кольца. Говорят, запуск этих "Чижиков" прошел под обильную критику и улюлюканье граждан. А сейчас в городе собираются построить новую трамвайную линию в Петергоф, - за право освоения этого проекта борются пять частных компаний-концессионеров. Сейчас один из самых длинных трамвайных маршрутов в России - это №36 в Питере, который идет аж в Стрельну. А тут собираются сделать дальше еще на десяток верст. Вот как построят - тогда мы и съездим посмотреть на фонтаны. А еще круто, что проезд в маршрутках (возможно, лишь некоторых) стоит столько же, сколько и в обычном автобус, и в них принимают электронные проездные "Подорожник". В Москве тоже маршрутчиков к этому обязывают потихоньку. И, конечно, классно, что есть ночные автобусы по цене обычного. Мы один раз прокатились после развода мостов.

16. Корабликов на Неве, речках и каналах - тьма. Прогулки по каналам, прогулки под разводными мостами, кораблики в Петергоф и так далее - полно всего. И большие, и небольшие, и совсем катера-лодчонки маленькие. Молодцы, что так используют воду. В Минске и близко ничего подобного нет. Да, наша Свислочь, конечно, далеко не Нева, плюс у нас еще по городу несколько плотин на реке - особо не разгуляешься. Но все равно дальше проката лодок и катамаранов у нас не заходит. А ведь можно было бы катать от Парка Горького до гостиницы "Беларусь", например, или из Лошицкого парка до Чижовского водохранилища, или от Парка Победы до Дроздов и Криницы. Словом, в Питере отлично чувствуется, что город стоит на большой воде и эту воду старается использовать. Не совсем так, как Петр I задумывал, но все равно молодцы. Очень был бы рад найти большую книгу про историю и состояние питерских речек и каналов, но находил лишь очень короткие истории про небольшое число речек.

Приезжайте в Питер, классный город!
Tags: Питер, Россия, городская жизнь, карты, походы, транспорт, я так подумал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments