?

Log in

No account? Create an account
10 авг, 2018 @ 10:36 Эксперимент: я каждый день ездил домой с работы на самокате
В Минске самокаты не очень популярны. Да, их можно видеть каждый день, но все же их рассматривают, скорее, как забаву. Еще лет десять назад так же смотрели на велосипеды. В Москве и Питере на самокатах — обычных и электро — рассекают даже бабушки, ездят на них и по улицам, и по платформам в метро. Я решил неделю пользоваться самокатом для поездок из дома на работу. Не для покатушек в удовольствие, а именно как транспортом: все-таки от Лошицы до Немиги почти 10 километров в один конец.




    
       Конь беспедальный

       У меня своего самоката не было, поэтому одолжил у знакомых. Швейцарская марка Micro — это как iPhone в мире самокатов: стоит дороже своих аналогов, а функционал такой же. Micro Scooter Black — как раз такой. Модель довольно простая: полиуретановые колеса диаметром 200 мм, никаких подвесок или гибких дек (платформ); тормоз — ножной.

       Хорошо хоть, ладно скроен и крепко сшит. При этом сделан не без изъянов. Пластиковый щиток-брызговик на переднем колесе так дребезжал, что уже через день пришлось его снять: казалось, что весь самокат вот-вот развалится. После этого стало тише, но при езде даже по мелким лужам все ноги были забрызганными. Об этом позже. Подножку нельзя откинуть ногой: приходится лезть под деку пальцами. Рукоятки руля в сложенном состоянии постоянно выскакивают из пазов — наловчился закреплять их резинкой. А после нескольких дней покатушек выявилось, что и рулевая втулка крепится халтурно: резьба прокручивается, — и надо очень сильно зажимать хомут шестигранником, чтобы руль не вывернуло на ходу.

       Самокат весит 4,5 кило — не такая уж и тяжесть, можно поносить с собой от дома до остановки и от остановки до офиса. И в магазин можно пройти, и в автобус взять, и в метро. Кататься, правда, не везде разрешено: на дверях торгового центра «Столица» висит наклейка с перечеркнутым самокатом. Впрочем, через «Столицу» на работу ехать неудобно.

     
       Первый раз на маленьких колесах

       До этой затеи автор на самокатах не катался, даже в детстве. Лишь когда у знакомой одалживал самокат для редакционного задания, покатался пару минут. Кстати, машина досталась в состоянии «не бит, не крашен, гаражное хранение, один владелец, и тот ездил только летом по выходным». Пришлось лишь подтянуть несколько винтов.

       От идеи ездить на работу каждое утро пришлось отказаться сразу: Лошица находится значительно ниже, чем центр города, и понадобилось бы взбираться минимум на три высокие горки: одна в самой Лошице, вторая — от Лошицкого ручья к ДК камвольного комбината, третья — от Аранской к вокзалу и дальше до самого проспекта Независимости. Вот обратно — другое дело: почти все время или по равнине, или вниз (при этом все равно кое-где надо преодолевать подъемы).



       Вечер первого дня эксперимента, выходим из дверей редакции. Задача: доехать от Немиги до улицы Янки Лучины. В первый раз пытаемся идти кратчайшим путем: вверх по Комсомольской, потом по проспекту, затем сворачиваем на Свердлова и катимся вниз. Куда там! По Комсомольской быстрее идти пешком, чем ехать на самокате: уклон хоть и не очень крутой, но плитка слишком неудобная. В итоге, пока добрался до проспекта, изрядно устал.

       Несколько дней спустя решил с проспекта съехать по Комсомольской к редакции, но это было еще хуже: у плитки сильно скошенные грани, из-за чего колесо попадает в зазоры и застревает. В других местах ровная плитка сменяется грубой, с ломаной поверхностью, — от еды по такой очень сильно трясет, руль пытается вырваться из рук. Вывод: Комсомольская для самокатов не приспособлена, только для гондол. С Революционной та же беда.

       Ну ладно, в первый день до проспекта доехали, теперь можно и вниз: по Володарского спускаемся к Кирова, затем по Свердлова в сторону бывшего Червенского. Первый день — день познания и обучения. То и дело заставляю себя выпрямлять опорную ногу, чтобы меньше уставала, и заставляю себя время от времени менять ногу, которой отталкиваюсь: толкаешься левой — сильнее устает правая, и наоборот.



     
       По плитке и асфальту

       Сотрудникам очень понравилось кататься на самокате по офису и коридорам. Еще бы: пол выстлан керамической плиткой 60х60 сантиметров с хорошенько замазанными швами. Иное дело на улице: плитка прямоугольная маленькая, прямоугольная большая, квадратная, с мелкими швами и глубокими. А еще асфальт! По относительно новенькой плитке и по гладкому новому асфальту ехать одно удовольствие, особенно под горку. Но там, где плитка уже старая, выщербленная, где асфальт потрескался, а весь битум испарился, — ехать нелегко. День-два таких упражнений — и уже подсознательно выбираешь те участки тротуара, где плитка уложена длинной стороной вдоль направления твоего движения: так стыков поменьше, «дык-дык-дык» не такие частые.

       Швейцарцы задумали Micro Scooter Black как городской самокат, на сайте так и сказано: «идеален для городских поездок, на длинные дистанции». Также отмечено: «низкая дека гарантирует, что вам понравится дополнительный комфорт и что вы сможете принять эргономичную стойку». Действительно, низко расположенная платформа позволяет дальше выносить ногу для отталкивания: шире замахнулся — дальше проехал. Но эта же низкая дека (а дорожный просвет буквально в два пальца, ровно 4 сантиметра) мешает нормально преодолевать бордюры: чуть только бордюрный камень выше парочки сантиметров — ты уже чиркаешь днищем по бетону. Хорошо хоть, что дека стандартной длины (33 сантиметра) — более длинная еще больше бы снизила геометрическую проходимость. Так что проезжать пересечения с проезжей частью можно только там, где занижение сделано «в ноль» или где устроены плавные асфальтовые съезды. В принципе, можно соскакивать-заскакивать и на низкие бордюры, но такие прыжки явно не идут на пользу раме. Ведь это же не трюковый самокат (а есть и такие).

       В российских ПДД самокаты упоминаются лишь единожды: люди, использующие для передвижения самокаты, приравниваются к пешеходам. В беларуских ПДД про самокаты нет ни слова (а для электросамокатов правила только собираются разработать), но сказано, что пешеходами являются лица, участвующие в дорожном движении «в том числе… на другом спортивном инвентаре». Так что на обозначенных пешеходных переходах спешиваемся обязательно, а на пересечении с дворовыми проездами, если получается, проезжаем на колесах.

       Всего от подъезда редакции до подъезда дома надо преодолевать 42 пересечения с проезжей частью (плюс еще минимум один подземный переход). И около тридцати раз надо спешиваться. Как ни странно, но это плюс: во время даже самого короткого пешего перехода ноги немного отдыхают.



     
       Минск — горный город

       Если предстоит короткий, но крутой подъем в гору, то проще пройтись пешком, чем натужно пытаться въехать. Про Комсомольскую уже говорили. По Берсона от Мясникова к площади Независимости и не въедешь вовсе — тут только шагом. По Маяковке подъем перед Полевой затяжной, но не очень крутой: въехать своим ходом можно, тем более что потом ожидает приятный спуск. Такие же длинные, но терпимые подъемы в районе хладокомбината № 2 (вдоль Лошицкого парка) и от улицы Чижевских к Павла Шпилевского.

       Если не угадать с маршрутом и стороной улицы, то вместо одного подземного перехода придется преодолевать два-три: на площади Независимости, на Аранской, на Денисовской, — или наворачивать лишние сотни метров объездов. После нескольких поездок выработался такой маршрут, при котором остался лишь один подземник: под улицей Денисовской. В принципе, можно было обойтись и без него, но тогда придется взбираться на «горбатый» мост по узенькому тротуару, посреди которого торчат фонари. Так что на длинном спуске летим на высокой скорости к подземному переходу и легко перебираемся на другую сторону.
     

       Мокрая езда

       Инструкция к самокату запрещает езду в дождь. И этому есть очень разумное объяснение. Оказывается, даже на слегка мокром асфальте тормоз (его роль выполняет щиток над задним колесом) совсем перестает работать: жмешь на него — а самокат летит, как прежде. Еще одна опасность — мокрый песок. Если небольшие кучки сухого песка в углублениях асфальта можно пересекать даже на скорости, то мокрый песок мгновенно схватывает колеса, все равно что дисковые тормоза на велосипеде. Этак можно и через голову перелететь. Кроме того, мы ведь сняли с переднего колеса брызговик, чтобы не дребезжал, и теперь от любой лужи получаем заряд грязи до колена. Так что при езде после дождя надо соблюдать особую осторожность и объезжать любые лужи и скопления песка. Наш эксперимент частично пришелся на неделю проливных дождей: иногда приходилось ждать, пока подсохнет плитка, а иногда и вовсе отказываться от поездки на самокате.

       Впрочем, и в сухую погоду к дому приезжаешь уже мокрый — от пота: перепады высот требуют сил и выносливости. Это еще одна причина ездить с работы домой, а не наоборот: в офисе душевых нет. Зато в прохладную погоду или в еле-еле крапающий дождь поездки на самокате — сплошное удовольствие. Не жарко — вот и отлично. А чтобы не было сильно жарко, надо еще и облегчать рюкзак, иначе устаешь и потеешь сильнее.



     
       Скорости не сбрасывай на виражах

       В интернете пишут, что максимальная скорость, которую удалось развить на самокате, — 89 км/ч. Но это на специальном самокате с большими велосипедными колесами. На обычном самокате некий парень показал 79 км/ч, — но сначала его хорошенько потянул за собой мотоциклист с тросом.

       Производитель Micro в инструкции пишет, что нельзя разгоняться на самокате более чем до 10 км/ч, — возможно, это связано с европейскими ПДД. Но эта конкретная модель хорошо подходит для разгонов по гладким дорожкам. Детали, которые могли бы повысить комфорт поездки — подвеска, надувные колеса, гибкая дека — увеличивают коэффициент сопротивления качению и снижают скорость на несколько километров в час. А тут — все для скорости. Про низкую деку мы уже говорили: разогнаться можно ого-го.


Первый скриншот: Путь длиной 9,93 километра я преодолел за 48 минут со средней скоростью 12,3 км/ч; максимальная скорость — 38,1 км/ч. Второй скриншот: Тестовый спуск с горки, максимальная скорость — 33,3 км/ч.

       В первый день на спуске к реке Лошица удалось развить 29,1 км/ч, во второй — 32,8 км/ч. Одним прохладным вечером, около 22 часов, на том же спуске навигатор показал 38,1 км/ч. Знакомые велосипедисты сомневались, что на самокате можно разогнаться до такой скорости. Тогда я для проверки отправился на ту самую горку у Лошицкого парка с двумя смартфонами, в каждом из которых запустил по две навигационные программы. И сделал две попытки скоростного спуска. Кажется, с навигаторами все нормально, скорость вполне реальная.

Попытка 1:

Смартфон 1
GPS Cycle Computer: 32,9 км/ч
Ozi CE: 33,3 км/ч

Смартфон 2
GPS Cycle Computer: 33,6 км/ч
Ozi CE: 33,7 км/ч

Среднее значение максимальной скорости: 33,4 км/ч


Попытка 2:

Смартфон 1
GPS Cycle Computer: 31,6 км/ч
Ozi CE: 33,2 км/ч

Смартфон 2
GPS Cycle Computer: 32,9 км/ч
Ozi CE: 33,2 км/ч

Среднее значение максимальной скорости: 32,8 км/ч
     
       Чтобы сопротивление воздуху было меньше, сгибаюсь почти вровень с рулевой колонкой. Но в таком положении и при такой скорости самокат становится нестабилен, руль начинает водить влево-вправо. Вторая скоростная попытка завершается выездом на газон, легким гашением скорости и падением с переворотом через плечо — навернулся прямо как Том Круз в последней части «Миссия невыполнима». Самокат цел, на левой голени едва заметная ссадина, шорты зеленые от травы. Аккуратнее на высоких скоростях!
     

      Вы сошли с маршрута

       В первый день (вариант вверх по Комсомольской) дорога до дома заняла 53 минуты, а протяженность пути составила 9,63 км, средняя скорость — 10,9 км/ч. Это с учетом спешиваний, остановок глотнуть минералки или пропустить пешеходов на скоростной горке.

       В другой день мы попробовали поехать по Немиге — Мясникова и потом пересечь площадь Независимости, но там пришлось топать пешком по улице Берсона и потом нырять в подземный переход у торгового центра «Столица».

       Третий вариант пока самый оптимальный. Стартуем напротив магазина «На Немиге», едем по Немиге в сторону площади Мясникова. Асфальт плохой, в трещинах, но терпимо. Потом проезжаем по улице Мясникова (асфальт чуть получше, но дорога идет в горочку, так что тоже усердно «вкручиваем»). Переходим дорогу к «Дому фото», тут же переходим еще раз на другую сторону Клары Цеткин и еще раз переходим — теперь на улицу Бобруйскую, к трамвайным путям.

       Все, теперь можно катить без остановок и спешиваний до самого вокзала. Правда, тут людно, и надо сильно лавировать на пути к автовокзалу «Центральный». Несколько пеших переходов через проезжую часть, переход через Бобруйскую к общежитиям — и снова длинный участок без спешиваний. Вот только плитка здесь уложена плохо, вся пошла волнами, в которых застаиваются лужи и песок.



       Еще один светофор — и первый долгий спуск, 300 метров. Но тут надо ехать очень аккуратно, постоянно держа ногу на тормозе: асфальтовая дорожка узкая, прямо посередине стоят столбы, да еще постоянно песок намывается со склонов. В сухую погоду можно и разогнаться, но в мокрую только и успевай лавировать.

       Переходим через Аранскую. Теперь почти до самой Лошицы под колесами самоката будет хорошая плитка с мелкими стыками — ехать приятно, можно хорошо разгоняться. Правда, здесь то и дело подстерегают бордюры: от Аранской до Денисовской аж 9 раз. Зато в конце этого отрезка еще один приятный спуск (280 метров). Потом подземный переход, который мы уже упоминали, а дальше, чтобы не лезть в гору, проезжаем через арку во двор дома № 140 и катимся дальше вдоль «китайской стены» — дома № 154. Плитка тут все такая же хорошая, но и пересечений с проезжей частью достаточно: до конца комплекса хладокомбината — еще 11.

       Теперь надо перейти через Маяковку к Лошицкому парку. В принципе, скатиться к ручью можно и по четной стороне улицы, но тогда придется сделать еще два лишних спешивания у троллейбусного кольца, а тормозить с горочки задолго до моста: в низине поджидает еще один съезд с дороги — к небольшой парковке. Наконец, по четной стороне тротуар просто обрывается после улицы Чижевских, и дорога из плиточной превращается в грунтовку, — не для самоката. Поэтому делаем пару глотков минералки у входа в парк, разгоняемся на спуске к реке (400 метров даунхилла) и дальше накатом до самой улицы Чижевских. Пару недель назад ее основательно перекопали: готовят расширение, и пройти пешком можно либо по горам взорванного асфальта, либо по самому краешку проезжей части навстречу автомобилям. Быстренько переходим улицу вдоль бетонных блоков и дальше по плохому, треснутому асфальту забираемся в гору к церкви.

       Потом по сносной плитке мимо «Виталюра» продолжаем движение по Игуменскому тракту. На пересечении с улицей Павла Шпилевского копают новый подземный переход, а на остановке рядом торговки продают ягоды, — тут постоянно толпятся люди, надо маневрировать, как на вокзале. Едем дальше до улицы Иосифа Гошкевича. В прошлом году ее продлили на северо-восток, через Лошицкий сад, в сторону улицы Чижевских. Но через двести метров она заканчивается тупиком, поэтому машины здесь не ездят, зато удобно тренироваться езде на велике и самокате. От Чижевских — четвертый большой спуск до самого перекрестка с улицей Янки Лучины (330 метров), но по старому асфальту с трещинами и наносами песка.



       Наконец, сворачиваем на Янки Лучины и проезжаем еще одну остановку — опять по разбитому асфальту — и ныряем во двор. Все, вы прибыли в точку назначения, пройдено около 9,9 километра.

       В тот день, когда удалось развить максимальные 38,1 километра в час, весь путь занял 48 минут (это тоже стало рекордом за все дни поездок), а средняя скорость движения — 12,3 км/ч с учетом остановок. Если не идти на рекорды, то надо время от время останавливаться на короткий отдых, пить воду, поправлять рюкзак. В остальные дни дорога занимала примерно 50–55 минут.

       Попробуем сравнить с городским транспортом. Обычно я добираюсь домой автобусом с площади Свободы до вокзала и дальше троллейбусом до Лошицы. Пешком до остановки — 3 минуты, потом 6 минут чистой езды до Кирова и еще 27 минут на троллейбусе плюс 2 минуты от остановки до дома. Итого 38 минут только в движении, а еще подождать автобус и троллейбус: вечером может занять до 8 минут на каждый. Наконец, на время в пути сильно влияет стабильная пробка на улице Ленина: можно простоять и 3 минуты, и все 10. Но если недолго засиживаться в редакции, то на вокзале можно успеть на автобус-экспресс, и тогда время в пути сократится на 5 минут. Словом, время в пути на самокате и на общественном транспорте сравнимое (в сторону кольцевой, а не обратно).



     
       Самокатные выводы

       Перед экспериментом автор не ставил цель похудеть (с этим все в порядке) или доказать, что самокат отлично заменяет автобус. Нет, автор был и остается уверен: самокат — прекрасное, скоростное транспортное средство, но им не всегда удобно пользоваться. Например, в дождь — неудобно, из Лошицы в центр — не очень удобно. Так что из дому до работы едем так: на троллейбусе до вокзала, потом на автобусе до площади Независимости, а оттуда на самокате по Володарского, Городскому Валу и Немиги до дверей офиса. Итого минут пять на двух колесах. Эксперимент задумывался ежедневным, но из-за дождей приходилось делать перерывы в 1–2 дня. Всего автор совершил шесть полноценных рейсов от работы домой и примерно столько же небольших пятиминутных поездок по пути на работу. Конечно, со временем приспособился и уставать стал меньше, а среднюю скорость держать выше. Покатушки — теперь уже не для редакционного задания, а в свое удовольствие — будут продолжаться.

       Возможно, когда-нибудь на всех минских тротуарах уложат ровную плитку и гладкий асфальт, а все съезды на проезжую часть выровняют «в ноль». Тогда и самокатов в городе станет намного больше, а электросамокаты подешевеют и станут доступны даже пенсионерам. Но пока что на человека на самокате, если это не ребенок, смотрят еще с удивлением. Надо же: такой большой — а с игрушками балуется. Да не игрушка это, а транспортное средство. Почти сорокет на спуске — шутка ли!

https://www.the-village.me/village/city/experiment/269485-samokat
Про эту запись
My World - My Future
[User Picture Icon]
From:alex_radko
Date:Август, 10, 2018 07:55 (UTC)
(Permanent Link)
я рассматриваю в перспективе самокат с батарейками - и общественный транспорт доступен, и стабилен в отличие от моноколес.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 10, 2018 08:03 (UTC)
(Permanent Link)
Да, электросамокат - вещь крутая. Пока посматриваю со стороны.
[User Picture Icon]
From:alex_radko
Date:Август, 10, 2018 08:16 (UTC)
(Permanent Link)
и колеса бы дюймов 15-20...
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 10, 2018 08:25 (UTC)
(Permanent Link)
Ой, получится огромная нескладная дура. Я больше склоняюсь к складным. Можно, чтобы переднее колесо было чуть больше заднего - допустим, 250 и 200 мм, но все же чтоб складывался. Складные электро есть, а вот есть ли складные электро с такими увеличиенными колесами - не знаю еще.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 11, 2018 08:58 (UTC)
(Permanent Link)
Ага, колеса 12 дюймов (30 см). А есть еще и со стульчиком - но их масса уже до 16 кг доходит, такой переносить очень тяжко будет.
[User Picture Icon]
From:navimann
Date:Август, 13, 2018 06:11 (UTC)
(Permanent Link)
Седло с подседельником нмного весит. Больше акки
[User Picture Icon]
From:alex_radko
Date:Август, 14, 2018 06:39 (UTC)
(Permanent Link)
в любом случае что 10кг, что 20 - таскать на себе не рассчитано, использовать как простой самокат бессмысленно. А занести-вынести особо разницы нет.
[User Picture Icon]
From:navimann
Date:Август, 10, 2018 12:00 (UTC)
(Permanent Link)
Ну да, меньше мудохаться со складыванием чем у вела. И в Горму въехать можно.
[User Picture Icon]
From:tuteyshaya
Date:Август, 10, 2018 09:45 (UTC)
(Permanent Link)
Очень не люблю людей с самокатами в метро. В Москве их тьма и они размахивают ими во все стороны. Это не значит, что самокат плох, это значит, что культура низкая. Надеюсь, всё образуется.
[User Picture Icon]
From:navimann
Date:Август, 10, 2018 12:14 (UTC)
(Permanent Link)
Значит чехол нужен.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 11, 2018 09:00 (UTC)
(Permanent Link)
Если б была возможность надевать чехольчики (шапочки для душа) на сами колеса, как у детских колясок - хватало бы в большинстве случаев. Но так не получается...
[User Picture Icon]
From:navimann
Date:Август, 13, 2018 06:17 (UTC)
(Permanent Link)
Нормальные электросамокаты с чехлом для переноски продают. Да и пошить не проблема
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 13, 2018 06:53 (UTC)
(Permanent Link)
Да большие-то чехлы не проблема, просто они сильно добавляют возни...
[User Picture Icon]
From:navimann
Date:Август, 13, 2018 07:34 (UTC)
(Permanent Link)
Не, прешься в общественный транспорт - будь добр. Хотя сам было на веле ехал и обломался нечинуемо. пришлось в транспорт садиться, хоть и пустой.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 13, 2018 07:35 (UTC)
(Permanent Link)
Да я-то понимаю, что надо. Но возни будет.
Пока что просто складываю и ставлю/кладу его так, чтобы никто не мог о колесо тереться.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 11, 2018 08:59 (UTC)
(Permanent Link)
Построить самокатодорожку! Выделенную полосу на улицах!
[User Picture Icon]
From:kisa_anuta
Date:Август, 13, 2018 07:27 (UTC)
(Permanent Link)
На пол ен ставят?
[User Picture Icon]
From:azarkinm
Date:Август, 11, 2018 06:18 (UTC)
(Permanent Link)
Прачытала з захапленнем. Цікавая ідэя пакатацца на самакаце. Пачала заўважаць што і ў нас рэальна з'яўляюцца дарослыя людзі якія ездзяць на ім. Бачыла так 2х Прытыцкага і можа 3х на Каменнай горцы, але можа толькі ў 1 быў электрычны самакат. Адзін грунтоўны мінус - накачка адной нагі.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 11, 2018 09:02 (UTC)
(Permanent Link)
Заставлять себя менять ноги!
В конце девяностых, когда самокаты для взрослых еще были напрочь неизвестны, их рекламировали по немецкому телеканалу Viva. Выходит такой себе менеджер среднего звена в костюме из автобуса, раскладывает самокат и катит дальше в офис. Стоили тогда 100 дойчмарок - 50 баксов. Очень дорого для тогдашней Беларуси.
[User Picture Icon]
From:vadim_i_z
Date:Август, 26, 2018 07:26 (UTC)
(Permanent Link)
С днём рождения! Что всё само катило!
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Август, 27, 2018 06:33 (UTC)
(Permanent Link)
Большое спасибо!