Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Эксперимент: я каждый день ездил домой с работы на самокате

В Минске самокаты не очень популярны. Да, их можно видеть каждый день, но все же их рассматривают, скорее, как забаву. Еще лет десять назад так же смотрели на велосипеды. В Москве и Питере на самокатах — обычных и электро — рассекают даже бабушки, ездят на них и по улицам, и по платформам в метро. Я решил неделю пользоваться самокатом для поездок из дома на работу. Не для покатушек в удовольствие, а именно как транспортом: все-таки от Лошицы до Немиги почти 10 километров в один конец.




    
       Конь беспедальный

       У меня своего самоката не было, поэтому одолжил у знакомых. Швейцарская марка Micro — это как iPhone в мире самокатов: стоит дороже своих аналогов, а функционал такой же. Micro Scooter Black — как раз такой. Модель довольно простая: полиуретановые колеса диаметром 200 мм, никаких подвесок или гибких дек (платформ); тормоз — ножной.

       Хорошо хоть, ладно скроен и крепко сшит. При этом сделан не без изъянов. Пластиковый щиток-брызговик на переднем колесе так дребезжал, что уже через день пришлось его снять: казалось, что весь самокат вот-вот развалится. После этого стало тише, но при езде даже по мелким лужам все ноги были забрызганными. Об этом позже. Подножку нельзя откинуть ногой: приходится лезть под деку пальцами. Рукоятки руля в сложенном состоянии постоянно выскакивают из пазов — наловчился закреплять их резинкой. А после нескольких дней покатушек выявилось, что и рулевая втулка крепится халтурно: резьба прокручивается, — и надо очень сильно зажимать хомут шестигранником, чтобы руль не вывернуло на ходу.

       Самокат весит 4,5 кило — не такая уж и тяжесть, можно поносить с собой от дома до остановки и от остановки до офиса. И в магазин можно пройти, и в автобус взять, и в метро. Кататься, правда, не везде разрешено: на дверях торгового центра «Столица» висит наклейка с перечеркнутым самокатом. Впрочем, через «Столицу» на работу ехать неудобно.

     
       Первый раз на маленьких колесах

       До этой затеи автор на самокатах не катался, даже в детстве. Лишь когда у знакомой одалживал самокат для редакционного задания, покатался пару минут. Кстати, машина досталась в состоянии «не бит, не крашен, гаражное хранение, один владелец, и тот ездил только летом по выходным». Пришлось лишь подтянуть несколько винтов.

       От идеи ездить на работу каждое утро пришлось отказаться сразу: Лошица находится значительно ниже, чем центр города, и понадобилось бы взбираться минимум на три высокие горки: одна в самой Лошице, вторая — от Лошицкого ручья к ДК камвольного комбината, третья — от Аранской к вокзалу и дальше до самого проспекта Независимости. Вот обратно — другое дело: почти все время или по равнине, или вниз (при этом все равно кое-где надо преодолевать подъемы).



       Вечер первого дня эксперимента, выходим из дверей редакции. Задача: доехать от Немиги до улицы Янки Лучины. В первый раз пытаемся идти кратчайшим путем: вверх по Комсомольской, потом по проспекту, затем сворачиваем на Свердлова и катимся вниз. Куда там! По Комсомольской быстрее идти пешком, чем ехать на самокате: уклон хоть и не очень крутой, но плитка слишком неудобная. В итоге, пока добрался до проспекта, изрядно устал.

       Несколько дней спустя решил с проспекта съехать по Комсомольской к редакции, но это было еще хуже: у плитки сильно скошенные грани, из-за чего колесо попадает в зазоры и застревает. В других местах ровная плитка сменяется грубой, с ломаной поверхностью, — от еды по такой очень сильно трясет, руль пытается вырваться из рук. Вывод: Комсомольская для самокатов не приспособлена, только для гондол. С Революционной та же беда.

       Ну ладно, в первый день до проспекта доехали, теперь можно и вниз: по Володарского спускаемся к Кирова, затем по Свердлова в сторону бывшего Червенского. Первый день — день познания и обучения. То и дело заставляю себя выпрямлять опорную ногу, чтобы меньше уставала, и заставляю себя время от времени менять ногу, которой отталкиваюсь: толкаешься левой — сильнее устает правая, и наоборот.



     
       По плитке и асфальту

       Сотрудникам очень понравилось кататься на самокате по офису и коридорам. Еще бы: пол выстлан керамической плиткой 60х60 сантиметров с хорошенько замазанными швами. Иное дело на улице: плитка прямоугольная маленькая, прямоугольная большая, квадратная, с мелкими швами и глубокими. А еще асфальт! По относительно новенькой плитке и по гладкому новому асфальту ехать одно удовольствие, особенно под горку. Но там, где плитка уже старая, выщербленная, где асфальт потрескался, а весь битум испарился, — ехать нелегко. День-два таких упражнений — и уже подсознательно выбираешь те участки тротуара, где плитка уложена длинной стороной вдоль направления твоего движения: так стыков поменьше, «дык-дык-дык» не такие частые.

       Швейцарцы задумали Micro Scooter Black как городской самокат, на сайте так и сказано: «идеален для городских поездок, на длинные дистанции». Также отмечено: «низкая дека гарантирует, что вам понравится дополнительный комфорт и что вы сможете принять эргономичную стойку». Действительно, низко расположенная платформа позволяет дальше выносить ногу для отталкивания: шире замахнулся — дальше проехал. Но эта же низкая дека (а дорожный просвет буквально в два пальца, ровно 4 сантиметра) мешает нормально преодолевать бордюры: чуть только бордюрный камень выше парочки сантиметров — ты уже чиркаешь днищем по бетону. Хорошо хоть, что дека стандартной длины (33 сантиметра) — более длинная еще больше бы снизила геометрическую проходимость. Так что проезжать пересечения с проезжей частью можно только там, где занижение сделано «в ноль» или где устроены плавные асфальтовые съезды. В принципе, можно соскакивать-заскакивать и на низкие бордюры, но такие прыжки явно не идут на пользу раме. Ведь это же не трюковый самокат (а есть и такие).

       В российских ПДД самокаты упоминаются лишь единожды: люди, использующие для передвижения самокаты, приравниваются к пешеходам. В беларуских ПДД про самокаты нет ни слова (а для электросамокатов правила только собираются разработать), но сказано, что пешеходами являются лица, участвующие в дорожном движении «в том числе… на другом спортивном инвентаре». Так что на обозначенных пешеходных переходах спешиваемся обязательно, а на пересечении с дворовыми проездами, если получается, проезжаем на колесах.

       Всего от подъезда редакции до подъезда дома надо преодолевать 42 пересечения с проезжей частью (плюс еще минимум один подземный переход). И около тридцати раз надо спешиваться. Как ни странно, но это плюс: во время даже самого короткого пешего перехода ноги немного отдыхают.



     
       Минск — горный город

       Если предстоит короткий, но крутой подъем в гору, то проще пройтись пешком, чем натужно пытаться въехать. Про Комсомольскую уже говорили. По Берсона от Мясникова к площади Независимости и не въедешь вовсе — тут только шагом. По Маяковке подъем перед Полевой затяжной, но не очень крутой: въехать своим ходом можно, тем более что потом ожидает приятный спуск. Такие же длинные, но терпимые подъемы в районе хладокомбината № 2 (вдоль Лошицкого парка) и от улицы Чижевских к Павла Шпилевского.

       Если не угадать с маршрутом и стороной улицы, то вместо одного подземного перехода придется преодолевать два-три: на площади Независимости, на Аранской, на Денисовской, — или наворачивать лишние сотни метров объездов. После нескольких поездок выработался такой маршрут, при котором остался лишь один подземник: под улицей Денисовской. В принципе, можно было обойтись и без него, но тогда придется взбираться на «горбатый» мост по узенькому тротуару, посреди которого торчат фонари. Так что на длинном спуске летим на высокой скорости к подземному переходу и легко перебираемся на другую сторону.
     

       Мокрая езда

       Инструкция к самокату запрещает езду в дождь. И этому есть очень разумное объяснение. Оказывается, даже на слегка мокром асфальте тормоз (его роль выполняет щиток над задним колесом) совсем перестает работать: жмешь на него — а самокат летит, как прежде. Еще одна опасность — мокрый песок. Если небольшие кучки сухого песка в углублениях асфальта можно пересекать даже на скорости, то мокрый песок мгновенно схватывает колеса, все равно что дисковые тормоза на велосипеде. Этак можно и через голову перелететь. Кроме того, мы ведь сняли с переднего колеса брызговик, чтобы не дребезжал, и теперь от любой лужи получаем заряд грязи до колена. Так что при езде после дождя надо соблюдать особую осторожность и объезжать любые лужи и скопления песка. Наш эксперимент частично пришелся на неделю проливных дождей: иногда приходилось ждать, пока подсохнет плитка, а иногда и вовсе отказываться от поездки на самокате.

       Впрочем, и в сухую погоду к дому приезжаешь уже мокрый — от пота: перепады высот требуют сил и выносливости. Это еще одна причина ездить с работы домой, а не наоборот: в офисе душевых нет. Зато в прохладную погоду или в еле-еле крапающий дождь поездки на самокате — сплошное удовольствие. Не жарко — вот и отлично. А чтобы не было сильно жарко, надо еще и облегчать рюкзак, иначе устаешь и потеешь сильнее.



     
       Скорости не сбрасывай на виражах

       В интернете пишут, что максимальная скорость, которую удалось развить на самокате, — 89 км/ч. Но это на специальном самокате с большими велосипедными колесами. На обычном самокате некий парень показал 79 км/ч, — но сначала его хорошенько потянул за собой мотоциклист с тросом.

       Производитель Micro в инструкции пишет, что нельзя разгоняться на самокате более чем до 10 км/ч, — возможно, это связано с европейскими ПДД. Но эта конкретная модель хорошо подходит для разгонов по гладким дорожкам. Детали, которые могли бы повысить комфорт поездки — подвеска, надувные колеса, гибкая дека — увеличивают коэффициент сопротивления качению и снижают скорость на несколько километров в час. А тут — все для скорости. Про низкую деку мы уже говорили: разогнаться можно ого-го.


Первый скриншот: Путь длиной 9,93 километра я преодолел за 48 минут со средней скоростью 12,3 км/ч; максимальная скорость — 38,1 км/ч. Второй скриншот: Тестовый спуск с горки, максимальная скорость — 33,3 км/ч.

       В первый день на спуске к реке Лошица удалось развить 29,1 км/ч, во второй — 32,8 км/ч. Одним прохладным вечером, около 22 часов, на том же спуске навигатор показал 38,1 км/ч. Знакомые велосипедисты сомневались, что на самокате можно разогнаться до такой скорости. Тогда я для проверки отправился на ту самую горку у Лошицкого парка с двумя смартфонами, в каждом из которых запустил по две навигационные программы. И сделал две попытки скоростного спуска. Кажется, с навигаторами все нормально, скорость вполне реальная.

Попытка 1:

Смартфон 1
GPS Cycle Computer: 32,9 км/ч
Ozi CE: 33,3 км/ч

Смартфон 2
GPS Cycle Computer: 33,6 км/ч
Ozi CE: 33,7 км/ч

Среднее значение максимальной скорости: 33,4 км/ч


Попытка 2:

Смартфон 1
GPS Cycle Computer: 31,6 км/ч
Ozi CE: 33,2 км/ч

Смартфон 2
GPS Cycle Computer: 32,9 км/ч
Ozi CE: 33,2 км/ч

Среднее значение максимальной скорости: 32,8 км/ч
     
       Чтобы сопротивление воздуху было меньше, сгибаюсь почти вровень с рулевой колонкой. Но в таком положении и при такой скорости самокат становится нестабилен, руль начинает водить влево-вправо. Вторая скоростная попытка завершается выездом на газон, легким гашением скорости и падением с переворотом через плечо — навернулся прямо как Том Круз в последней части «Миссия невыполнима». Самокат цел, на левой голени едва заметная ссадина, шорты зеленые от травы. Аккуратнее на высоких скоростях!
     

      Вы сошли с маршрута

       В первый день (вариант вверх по Комсомольской) дорога до дома заняла 53 минуты, а протяженность пути составила 9,63 км, средняя скорость — 10,9 км/ч. Это с учетом спешиваний, остановок глотнуть минералки или пропустить пешеходов на скоростной горке.

       В другой день мы попробовали поехать по Немиге — Мясникова и потом пересечь площадь Независимости, но там пришлось топать пешком по улице Берсона и потом нырять в подземный переход у торгового центра «Столица».

       Третий вариант пока самый оптимальный. Стартуем напротив магазина «На Немиге», едем по Немиге в сторону площади Мясникова. Асфальт плохой, в трещинах, но терпимо. Потом проезжаем по улице Мясникова (асфальт чуть получше, но дорога идет в горочку, так что тоже усердно «вкручиваем»). Переходим дорогу к «Дому фото», тут же переходим еще раз на другую сторону Клары Цеткин и еще раз переходим — теперь на улицу Бобруйскую, к трамвайным путям.

       Все, теперь можно катить без остановок и спешиваний до самого вокзала. Правда, тут людно, и надо сильно лавировать на пути к автовокзалу «Центральный». Несколько пеших переходов через проезжую часть, переход через Бобруйскую к общежитиям — и снова длинный участок без спешиваний. Вот только плитка здесь уложена плохо, вся пошла волнами, в которых застаиваются лужи и песок.



       Еще один светофор — и первый долгий спуск, 300 метров. Но тут надо ехать очень аккуратно, постоянно держа ногу на тормозе: асфальтовая дорожка узкая, прямо посередине стоят столбы, да еще постоянно песок намывается со склонов. В сухую погоду можно и разогнаться, но в мокрую только и успевай лавировать.

       Переходим через Аранскую. Теперь почти до самой Лошицы под колесами самоката будет хорошая плитка с мелкими стыками — ехать приятно, можно хорошо разгоняться. Правда, здесь то и дело подстерегают бордюры: от Аранской до Денисовской аж 9 раз. Зато в конце этого отрезка еще один приятный спуск (280 метров). Потом подземный переход, который мы уже упоминали, а дальше, чтобы не лезть в гору, проезжаем через арку во двор дома № 140 и катимся дальше вдоль «китайской стены» — дома № 154. Плитка тут все такая же хорошая, но и пересечений с проезжей частью достаточно: до конца комплекса хладокомбината — еще 11.

       Теперь надо перейти через Маяковку к Лошицкому парку. В принципе, скатиться к ручью можно и по четной стороне улицы, но тогда придется сделать еще два лишних спешивания у троллейбусного кольца, а тормозить с горочки задолго до моста: в низине поджидает еще один съезд с дороги — к небольшой парковке. Наконец, по четной стороне тротуар просто обрывается после улицы Чижевских, и дорога из плиточной превращается в грунтовку, — не для самоката. Поэтому делаем пару глотков минералки у входа в парк, разгоняемся на спуске к реке (400 метров даунхилла) и дальше накатом до самой улицы Чижевских. Пару недель назад ее основательно перекопали: готовят расширение, и пройти пешком можно либо по горам взорванного асфальта, либо по самому краешку проезжей части навстречу автомобилям. Быстренько переходим улицу вдоль бетонных блоков и дальше по плохому, треснутому асфальту забираемся в гору к церкви.

       Потом по сносной плитке мимо «Виталюра» продолжаем движение по Игуменскому тракту. На пересечении с улицей Павла Шпилевского копают новый подземный переход, а на остановке рядом торговки продают ягоды, — тут постоянно толпятся люди, надо маневрировать, как на вокзале. Едем дальше до улицы Иосифа Гошкевича. В прошлом году ее продлили на северо-восток, через Лошицкий сад, в сторону улицы Чижевских. Но через двести метров она заканчивается тупиком, поэтому машины здесь не ездят, зато удобно тренироваться езде на велике и самокате. От Чижевских — четвертый большой спуск до самого перекрестка с улицей Янки Лучины (330 метров), но по старому асфальту с трещинами и наносами песка.



       Наконец, сворачиваем на Янки Лучины и проезжаем еще одну остановку — опять по разбитому асфальту — и ныряем во двор. Все, вы прибыли в точку назначения, пройдено около 9,9 километра.

       В тот день, когда удалось развить максимальные 38,1 километра в час, весь путь занял 48 минут (это тоже стало рекордом за все дни поездок), а средняя скорость движения — 12,3 км/ч с учетом остановок. Если не идти на рекорды, то надо время от время останавливаться на короткий отдых, пить воду, поправлять рюкзак. В остальные дни дорога занимала примерно 50–55 минут.

       Попробуем сравнить с городским транспортом. Обычно я добираюсь домой автобусом с площади Свободы до вокзала и дальше троллейбусом до Лошицы. Пешком до остановки — 3 минуты, потом 6 минут чистой езды до Кирова и еще 27 минут на троллейбусе плюс 2 минуты от остановки до дома. Итого 38 минут только в движении, а еще подождать автобус и троллейбус: вечером может занять до 8 минут на каждый. Наконец, на время в пути сильно влияет стабильная пробка на улице Ленина: можно простоять и 3 минуты, и все 10. Но если недолго засиживаться в редакции, то на вокзале можно успеть на автобус-экспресс, и тогда время в пути сократится на 5 минут. Словом, время в пути на самокате и на общественном транспорте сравнимое (в сторону кольцевой, а не обратно).



     
       Самокатные выводы

       Перед экспериментом автор не ставил цель похудеть (с этим все в порядке) или доказать, что самокат отлично заменяет автобус. Нет, автор был и остается уверен: самокат — прекрасное, скоростное транспортное средство, но им не всегда удобно пользоваться. Например, в дождь — неудобно, из Лошицы в центр — не очень удобно. Так что из дому до работы едем так: на троллейбусе до вокзала, потом на автобусе до площади Независимости, а оттуда на самокате по Володарского, Городскому Валу и Немиги до дверей офиса. Итого минут пять на двух колесах. Эксперимент задумывался ежедневным, но из-за дождей приходилось делать перерывы в 1–2 дня. Всего автор совершил шесть полноценных рейсов от работы домой и примерно столько же небольших пятиминутных поездок по пути на работу. Конечно, со временем приспособился и уставать стал меньше, а среднюю скорость держать выше. Покатушки — теперь уже не для редакционного задания, а в свое удовольствие — будут продолжаться.

       Возможно, когда-нибудь на всех минских тротуарах уложат ровную плитку и гладкий асфальт, а все съезды на проезжую часть выровняют «в ноль». Тогда и самокатов в городе станет намного больше, а электросамокаты подешевеют и станут доступны даже пенсионерам. Но пока что на человека на самокате, если это не ребенок, смотрят еще с удивлением. Надо же: такой большой — а с игрушками балуется. Да не игрушка это, а транспортное средство. Почти сорокет на спуске — шутка ли!

https://www.the-village.me/village/city/experiment/269485-samokat
Tags: the village, городская жизнь, журналистика, испытания, навигация, снаряжение, стацця, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments