Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Автостоп в Беларуси запрещен?

Ехал давеча автостопом в Брест, и на протяжении 11 километров, от поворота на Р5 (223 км) до паровоза (212 км) на объезде Барановичей меня подвозил барановичский гаишник. И весь путь мы с ним спорили. Гаишник мне доказывал, что автостоп запрещен!

Причем это уже второй подобный случай. Пару лет назад при поездке по той же М1 в Оршу тоже бравый экипаж из подполковника и старлея долго доказывали, что автостоп запрещен. То есть, не вообще везде запрещен, а именно на трассе М1.

И вот какие у них аргументы.


Прежде немножечко теории. В ПДД Беларуси есть термин "Автомагистраль" (глава 17, пункт 131, информационно-указательный знак зеленого цвета 5.1). Вот только самих автомагистралей, насколько я знаю, в Беларуси нет. Максимум, что у нас есть, - "Дорога для автомобилей" (синий знак 5.3), - такая трасса у нас одна: М1/Е-30 Брест - Минск - граница России. Это не значит, что дорога предназначена только для автомобилей, а все прочие дороги якобы для самокатов, тракторов и прочих квадроциклов. Вовсе нет: "Дорога для автомобилей" предназначена для автомобилей, автобусов и мотоциклов.

Важный нюанс: "132. Требования настоящих Правил, установленные для движения по автомагистрали, распространяются также на дороги, обозначенные дорожным знаком «Дорога для автомобилей»". То есть, никаких гужевых повозок, буксировок и движения задним ходом.

Так почему же запрещен автостоп, по утверждению гаишника?

Боец полосатых жезлов упирает на пункт 131.2: "На автомагистралях запрещается: остановка транспортных средств вне площадок для стоянки, обозначенных дорожными знаками «Место стоянки», «Место отдыха»". А поскольку я стоял не в "кармане" для стоянки или отдыха, то, стало быть, нарушил ПДД.

Но я же стою на обочине! Обочина ведь для того и предназначена! Читаем ПДД: "2.34. Обочина — выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами".

Обочина специально предназначена для остановки машин: "138.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются: на правой по ходу движения обочине". Кроме того, в приложении "Дорожная разметка" тоже сказано: "4. Линии разметки 1.1 — 1.3 пересекать запрещается, за исключением случаев применения [...] линии разметки 1.2 белого цвета, располагающейся справа от водителя для остановки транспортного средства на обочине".

Более того, другой пункт прямо обязывает пассажира (в том числе автостопщика) пользоваться обочиной: "23.1. Пассажир обязан: осуществлять посадку (высадку) только после полной остановки транспортного средства с посадочной площадки, а в случае ее отсутствия — с тротуара или обочины".

Что на это возражает ГАИшник? Да, автостопщик стоит на обочине, но обочина - это "элемент дороги", а на этой дороге (автомагистрали, дороге для автомобилей) остановка запрещена! Замкнутый круг, и виноват автостопщик!

Причем в этот раз ГАИшник вообще все напутал: он утверждал, что обочина - это газон, на котором я стоял, а полоса асфальта, отделенная сплошной белой линией, никакая не обочина, а "техническая полоса для обслуживания магистрали". Это, конечно, полное вранье, потому что в пункте 2.34 четко сказано, что обочина - "выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне".

И вот мы десять минут спорили, кто прав, а кто самовольно трактует ПДД. Наконец, гаишник заявил, что я таки-могу стоять на газоне в 1,5 метрах от дороги (почему полтора метра - "ну потому что велосипедистам тоже можно за полтора метра", еще один перл). Но когда остановится машина, она нарушит правила остановки транспортных средств, а я, когда пойду преодолевать свои полтора метра до машины, тоже нарушу ПДД. Как ни крути, а выходит, что автостоп запрещен.

В чем ущербна эта логика?

Да, возникает некая серая зона трактовок ПДД. Но если признать правоту суждений ГАИшника, то получится, что на всем протяжении трассы М1 запрещены остановки автобусов. А между тем остановок этих на трассе полно, их десятки. Так а что, автобусам разве запрещено останавливаться? Снова читаем 131.2: "На автомагистралях запрещается: остановка транспортных средств вне площадок для стоянки, обозначенных дорожными знаками «Место стоянки», «Место отдыха»".

Автобусная остановка обозначена знаком "Место стоянки" (синий знак с большой буквой Р)? Нет. Автобусная остановка обозначена знаком "Место отдыха" (который с ёлочкой)? Тоже нет. Вывод: автобусы останавливаются на М1 в нарушение ППД. Эй, ГАИшник, беги штрафовать водителя автобуса!

Ну, друзья, у кого там больше опыта в вождении и трактовках правил - кто прав: я или ГАИшник?

P,S, Копию текста отправил в профильную ветку на форуме Онлайнера.


Tags: Беларусь, автостоп, распознай-ка, трассы, я так подумал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments