Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Мостить твою гать!

Одни рисуют однодневный пеший маршрут на 85 километров и проходят из него меньше четверти, другие прорабатывают жизнеспособные самоходные походы с интересными приключениями по пути. Мы решили пойти как раз по этому пути, по второму: то есть, проработать хороший ударный самоход и сходить куда там получится.

Решено! Ага. Едем в болота и ходим по болотам, сплавляемся по каналам, мостим гать, прыгаем по кочкам и ведем прочие атрибуты болотной жизни. Назначили старт на 7.51 электричкой осиповичского направления до станции Блужа. Альгерд предлагал выехать следующей собакой, через 40 минут, но я хорошо знаю Альгерда и потому ничего менять не стал. Потому что Альгерд, как обычно, опоздает, и хоть сможет потом поехать следующим эшелоном через 40 минут; если же изначально запланировать ехать поездом на 8.33, то Альгерд опоздает и потом будет ждать следующей два часа.

Конечно же, так и произошло. Приехал я на вокзал за 4 минуты до отправления поезда, купил как белый господин билет и сел на сиденье во втором вагоне, как и было обещано. Через пару минут пришел Сергей Искатель с легкой сумой переметной через плечо. Оставил суму и ушел искать контролеров. А тут еще подошли Юля, которая Ю.А. (по-английски пишется You Are) и Дима Vetrogon (это неуклюжая полукалька с английского выражения Gone with the wind, то есть "унесенные ветром"). С ними был еще товарищ Дима, который постоянно упоминал одно притяжательное местоимение и существительное женского рода третьего склонения, из-за чего был нам совсем не товарищем. Сели. Едем. Альгерда нет, потому что он, как обычно, опоздал. Кстати, он своим телефонным звонком разбудил Диму, чтобы тот не опоздал на поезд. Дима не опоздал, а Альгерд опоздал. В чем тут закон? Неизвестно. Вернулся Искатель, который встретил контролеров, и они ему сказали, что когда дойдут до нашего вагона, то высадят его за безбилетный проезд. Так что Искатель трясся всю дорогу, даром что на мягком сиденье сидел.

В пути мы играли в интеллектуально-подвижные игры: мы - в интеллектуальный "контакт", а Искатель - в подвижное беганье от контролеров. Впрочем, они его не достали, и Искатель сэкономил 3.520 рублей за билет. Позвонили Гале: Галя обещалась тоже сходить с нами в поход. Как это уже не раз бывало, наш звонок Галю разбудил. Галя пообещала поторопиться и успеть на следующую собаку. Правда, вскорости прислала туманное сообщение, из которого стало ясно, что и на вторую электричку Галя опоздала. Долго ли, коротко ли, но пролетели через вагон бродячие торговцы всякой полезной хренью, пролетели станции и полустанки за окном, пролетели пасторальные поля и зеленеющий снег на них, пролетели час двадцать времени, и мы выгрузились на платформе станции Блужа. Станция встретила нас приятными сюрпризами. Во-первых, на стене было написано "Что хотите, то и делайте", что мы и сделали. Во-вторых, на лавочке лежали три стартера от ламп дневного света, которые я подарил нам самим с тем, чтобы мы могли ударно стартовать в болота. В-третьих, на станции было разное расписание, которое мы изучили. В-четвертых, под потолком на станции были три ласточкиных гнезда. В-четвертых, на стене было написано "Дима и Женя здесь были, но не только здесь, а еще и там". В-пятых, у клозета обнаружилась пустая бутылка-"фауст" из-под недорогого и качественного, или, как говорит батюшка Одинец, "высокароднага" вина, которое любят потреблять почитатели трудов Хайдеггера и Фейербаха и прочее утонченное быдло. Вино клецкого завода называется "Магистраль", на этикетке изображена железная дорога. Оно и понятно: выпито у железнодорожной магистрали, должна быть изображена железнодорожная магистраль. Но если ты, читатель, приглядишься повнимательнее к этикетке (фото этикетки будет позже), ты углядишь, что изображен на ней тепловоз ТУ2 и вагончики на узкоколейной и совсем не магистральной линии Антоновка-Заречное, на которую я всех призываю съездить вот на этой страничке: http://incopolis.livejournal.com/37933.html Конечно же, это не просто так, это знаковый символ. В-шестых, на яблоне вблизи станции было обнаружено одно яблочко. В-седьмых, на трассе за станцией стоял километровый столбик с цифрой 4. В-восьмых, откуда-то вынырнул мужик с топором и пошел в кассу за бесплатным билетом. "А где ваши права на льготы?" - "А вот мои права на льготы. Тюк!". В-девятых, прошло сорок минут игры на гармошке и кружке, и из очередной электрички вышел Альгерд.

И пошли мы в поход. Альгерд сразу же нас повел задворками дачных участков, которые были огорожены забором типа "сетка-рябица". За этим забором был прокопан канал, через который были переброшены кое-где мостки, которые, соответственно, упирались в забор. В иных местах прямо над каналом стояли гаражи (в них очень удобно залазить в смотровую яму и ковыряться в днище машины), в иных местах под забором были сделаны подкопы (лазы контрабандистов), в иных местах были калитки. Прошли мы через садовое товарищество "Физтех", затем еще через с/т "Бодрость" и "Здоровье", затем мимо Всемирного торгового центра (две башни-близнецы водонапорные), затем мимо свалки, затем начался легкий дождичек, затем встретили мы мужика. Спросили, попадем ли мы этой дорогой в болото. Попадете, ответил тот. А в поселок Угодино угодим? Угодите, ответил он. Держите, говорит, все время прямо - и угодите. Мы взяли это самое прямо в руки и пошли. Много нтересных луж и заболоченных участков леса пришлось нам преодолеть, пока нашли мы на земле красивой формы бутылочку от настойки "Добра шклянка". Ну, лежала себе, была добра. А как мы ее взяли - разозлилась. "Пришлось бросить все, пойти в другой лес" (Ежи и Петруччо).

И вот уж мы вышли из лесу и вступили в какое-то селение. Решили взять языка: языки-то, как правило, языкастые, и когда берешь их за язык, у них язык развязывается, из-за чего с языком быстро находишь общий язык. Деревня, онако, была какой-то немой: ни одного языка. Наконец, обнаружили мы знаменательный сеновал и сели на лавочку напротив него, а авангардный отряд отправился в хату брать местного. Местный дед нам поведал, что пришли мы в деревню Пуща (а это нам было не нужно) и сказал, что в детстве он ходил через лес в школу по старой дороге, но он ужо 30 лет как на пенсии, а дорога та заросла, заболотилась и из некогда широкой дороги добродетели и целомудрия превратилась в скользкую тропинку похоти и разврата. Итак, мы заблудились. Точнее, заБлужились. Решили идти прямо, а там, поговаривают, видно будет. Идем, идем. А вот и ответвление влево, по которому некогда ездили тракторы К700 "Кировец". Поспорили и свернули на него. Попрыгали по заболоченному лугу и вышли к лесу, в котором я нашел гриб рыжик. Это он осенью не сгнил, а засох, и багодаря этому дотянул до весны. Только сейчас он был уже не рыжик, а, скорее, черник.

Здесь была развилка двух дорог и одного азимута. Альгерд предложил: пойдем по азимуту и как раз самым коротким путем выйдем в деревню Матеевичи, которая нам была нужна. Умные же предложили: пойдем по накатанной тракторами дороге. Дима предложил было пойти по не очень накатанной дороге вдоль лесу - авось куды выведет. Я покопался в рюкзаке и достал аргументы. Дорога, говорю, накатана тракторами. Тракторы должны гнездиться на машинно-тракторной станции, которой мы в этой Пуще не увидели. А вот Матеевичи деревня достаточно большая, чтобы тракторы там стояли. Следовательно, высока доля вероятности того, что тракторная колея приведет нас в деревню, столь нужную нам. Весь разумный люд внял моим убеждениям, а Альгерд остался со своим убеждением. Но в последний момент Дима передумал и решил идти с Альгердом, хотя знает того уже не первый год и знает, к чему такое всегда приводит - "ломиться через лес напрямик, куда-нибудь выйдем". В итоге мы с Ветрогоном, Искателем и Юлей взяли карты и пошли по дороге, а Альгерд с Димой взяли азимуы и поломились через лес и болото.
Наша тракторная дорога вскоре раздвоилась на две тракторные дороги, и мы пошли по более правой, потому что Матеевичи находятся более правее, нежели Угодино, которое было более левее и тоже годилось, но хуже. Еще через некоторое количество дороги тракторную колею перегородило спиленное сосновое дерево, в котором для прохода был выпилен чурбан - таким образом, образовались воротца. Мы поняли, что по тракторной колее давно уже тракторы не ездят, а если когда и ездили, то вполне могли заканчивать свой путь на лесорубной делянке и вывозить дрова в деревню Пуща. То начинался, то прекращался дождик. Но мы шли вперед, тракторная колеся скоро стала просто тропинкой, и мы шли по тропинке, которая пока что легко угадывалась по человечьим следам несколькодневной давности. Впрочем, перед очередной развилочкой следы закончились. Когда на нашем пути встречался заболоченный участок дорожки, я предлогал мостить гать, и мы придумали отличное ругательство, как нельзя более лучше подходящее к обстоятельствам: "Мостить твою гать!" На развилке взяли влево и обнаружили, что тропинка потихоньку иссякает. Точнее - стремится к нулю. В общем, тропинка была исчезающе мала. Вернулись к развилочке, пошли вперед. Тут было кое-где видно, что уйму лет назад тропинка была проезжей: несколько метров мы видели отчетливые просевшие колеи от проезжавшего некогда гужевого транспорта. Вскоре тропинка уперлась в канал. Мы вспомнили, что дед говорил, что тропинка по пути пересечет два канала. Глянули налево от канала - заросли полупролазные. Глянули вправо - вроде некая просека вдоль канала. Прошли по ней несколько десятков метров и узрели, что шаг за шагом просека все более зарастает, переправы через канал нет, а за каналом начинается нормальное болото с кочками и заливным лесом. Кстати, в пути все геолого-разведочные и кочко-скакательные работы выполнял я, а Ветрогон осторожно брал азимуты и склонения и указывал, в какую сторону мне прыгать. К тому времени я уже прыгал с ножом, потому что на одной из тропинок стал делать на деревцах небольшие зарубки. Нет, не видать дороги. Вернулись к нашей тропинке, что уперлась в канал. Я проскакал влево - и увидел там небольшой брод через канал. Перешли брод и оказались посреди очаровательного заливного леса, но в двух шагах от брода на дереве обнаружились чьи-то старые зарубки!

Это была победа победившего разума, и мы посмеялись с Альгерда и его прямолинейным азимутом. Двинулись по тропинке вдоль зарубок, не забывая оставлять свои. Тропинка отчетливо угадывалась. В обычном лесу тропинку протаптывают, поэтому она слегка проседает относительно остальной земли. Здесь было точно так же, поэтому просевшую тропинку заливало большее количество воды, и идти следовало туда, где водичка чернее была. Словом - держаться фарватера. И вот идем мы так вдоль тропинки, по кочкам скачем, на зарубки смотрим, свои оставляем. Вдруг бац! - кончились зарубки, а тропинка нечетко разделилась несколько. Мы по инерции аж немного вперед проскочили. Вернулись с Ветрогоном, стали смотреть. Прямо - вроде тропинка, но зарубок нет совсем. Прямо и слегка направо - тоже вроде тропинка и тоже без зарубок. Видимо, тут отважный путник утерял топор и не мог больше оставлять зарубки. Или вернулся домой. Так, где же тут чего... А что это за поваленной сосной? Выглядит как канал: воды налито порядочно, широкая просека. Ветрогон остался вычислять азимут, а я поскакал вперед. И через 50 метров обнаружил магический артефакт, который указал, что мы на верном пути: на веточку была надета пластиковая бутылка от напитка "Фруктайм" с датой изготовления 30 сентября 2008 года. Это была очередная победа победившего разума, и я вернулся с находкой к Ветрогону, который разговаривал с Альгердом по устройству, называемому "мобильный сотовый телефон". Те двое, взявшись за свой азимут, по колено в болоте прорубились через лес и вскорости оказались в Матеевичах. Я сбегал за Юлей и Искателем, и вчетвером мы продолжали движение по вновь обнаружившейся тропинке. Вернули на дерево бутылку, потом увидели завязанный на ветке синий поясок, потом еще одну бутылку под ногами, а потом снова тропинка кончилась. Тут мы поняли, что тут проходил оппозиционный митинг: вот ведь и ленточку "джинсовой революции" завязали, попили себе безалкогольные напитки и разошлись. Так где же тропинка? Снова начинаем скакать взад-вперед по кочкам и хвататься за деревца. В очередной раз тропинка обнаружилась, когда я ускакал довольно далеко налево. Ура! Продолжаем движение по фарватеру, видим старую ленточку на дереве и зарубки. Кое-где дорожка сворачивает налево, и нас об этом предупреждают зарубки сразу на двух деревьях, образуя воротца. Очередная развилка поставила нас в легкий тупичок, потому что по обеим тропинкам были зарубки и нормальный сухой путь. Но по ветрогоновской тропинке было еще и кострище, и мы пошли там. Кстати, вскоре эти наши две тропинки сошлись.

Еще через сотню-другую метров начался нормальный лес с соснами и толстым слоем снега на тропинке - болото закончилось. Мы уже увидели дома, потихоньку вышли из зарослей. Поставили последнюю зарубку на бетонном столбе линии электропередач и окончательно вышли из леса. Оглянулись. Ничто совершенно не говорило о том, что здесь есть вход в лес и тропинка: заросли и заросли, какая еще тропинка? Тут слева от дороги лежало месиво железное. Когда-то это был автомобиль красного цвета, но теперь это была лишь часть автомобиля, да еще и смятая в лепешку. Но на брызговике я заметил надпись Dacia, из чего сделал вывод, что это старая румынская "Дачия", скорее всего модели 1310, которая выпускалась с 1969 года до конца девяностых и даже поставлялась в Советский Союз. Порадовавшись этому открытию, мы вступили в деревню, названия которой пока не знали. Вышли на большую дорогу и тут увидели на столбе распределительный щит, на котором русским по железу было написано "дер. Угодино". М-да, угодили в Угодино. Но все же наука победила, и мы прошли через болото почти сухими. Конечно, ноги у всех промокли, но у меня, например, лишь ниже щиколотки и то лишь оттого, что я стремился побыстрее отыскать тропинку и не всегда точно целился при прыжках с кочки на кочку, а ведь я больше остальных из нашей четверки напрыгал-находил по заболоченному лесу.

Ветрогон ориентирует нас по компасу, и мы идем на дорогу, ведущую на Матеевичи. Дорога, кстати, была не намного лучше, чем по болоту, с той лишь разницей, что вместо леса было поле. Итак, была некогда дорога. Ее раскатали, и там круглый год стала стоять огромная лужа. Жители проложили объезд, который тоже заполнился водой. И вот: таких параллельных объездов, развалов-схождений было больше десятка! А мы все скакали по сухим островкам, а кое-где отваживались ходить по льду. Вот закончилась эта полоса препятствий, выходим к каналу. А перед ним - задняя четверть некоего красного автомобиля. Только уже не смятая в лепешку. Нет, этот характерный понижающийся багажник ни с чем нельзя спутать! Так и есть: на брызговике написано Dacia... Ветрогон делает следующее предположение. В деревни живут староверы-ретрограды. И когда некто приехал сюда на автомобиле, жители убили водителя, а машину привязали к четверке лошадей и натурально четвертовали (разорвали на части). После чего одну из частей еще и в кузнице изувечили на наковальне. Перешли канал, вступили в Матеевичи. Улица Заводская. Возможно, тут в деревне какой-нибудь сенозавод, или льнозавод, или конезавод, или еще какой завод. А вот справа колодец типа журавль. И дом пустой. В колодце - вода, слегка зеленоватая, в доме пусто, только один шкаф есть, в котором газета "Известия" за 1985 год. Идем дальше. Видим местную жительницу, спрашиваем, имени какого завода названа эта улица. Оказывается - никакого, так просто назвали. Бабуля сильно удивилась, когда узнала, что мы прошли болото от Пущи до Угодино. Спросили про нужный поворот и вышли к кладбищу, за которым оказался магазин, где нас уже час ждали Альгерд и Дима.

За это время они основательно пообсохли, а Дима и вовсе был в резиновых сапогах. А Альгерд и без того был грязный. Они рассказали, как с посохом и азимутом в руках ломились через лес по колено в воде, а мы поведали, как мудрейше прошли болото почти посуху. Магазин был уже много лет как закрыт, но внутрь можно было попасть. Табличка извещала, что завоз продуктов был вчера, в пятницу, а надпись внутри самого магазина утверждала, что жители Каменки (соседней деревни) - лохи и петухи. Рядом с магазином висело объявление: существует маршрутка Талька-Матеевичи 4 раза в неделю. Сели мы на лавочках и начали пить чай с армейским печеньем. Альгерд до того разжадничался, что в борьбе за печенюшку пролил чай на штаны. На мои штаны. Я поведал участникам похода, что в Кишинёве посольство Беларуси располагается на улице Матеевичи, и, стало быть, сейчас можно бегать по деревне и искать посольство. Вскоре, наконец, просушили ноги и согрели внутренности и снова вышли в путь. Альгерд с Димой опять ломанулись через кусты и яблоневый сад, мы же прошли улицами и увидели в конце длинной заводской стоящий автобус ПАЗ-3205. Сами свернули и пошли дальше. Вскоре, за деревней, увидели Диму и Альгерда и догнали их. Мелко накрапывающий дождик уже превратился в основательно льющий, и мы шли вперед под этим дождем. Через три километра прошли деревню Каменка, в которой тоже был заколоченный магазин.

Где-то здесь родилась у меня прекрасная преступная мысль. Изначально предполагалось, что мы идем аж до озера Гремячее за Талькой, а это от Каменки еще около 14-15 км. Искатель и Юля сегодня собирались домой. А Альгерд и Ветрогон собирались назавтра поутру ехать в Минск, чтобы успеть на лесное ориентирование "Зеленый марафон". Вот я и предложил: давайте все вместе уедем сегодня. Обоснование было таким:
1. Ну его нафиг!
2. Мостить вашу гать!
3. Что хотите, то и делайте.
И так ливень вон какой льет, а нам еще три часа топать, а дорога (гравийка) и без того вся в воде, а в лесу будет еще хуже, чем то болото, через которое мы перешли. И разводить костер под ливнем, и ставить под ливнем палатки, и поутру палатки собирать под ливнем, причем делать это очень рано, чтобы успеть на собаку в 9 утра, дабы ребята успели на свой марафон, - так лучше уж... (см. выше).

И пошли дальше, и скоре вышли к перекрестку с асфальтовой трассой. Там слегка посидели с Альгердом на стульчиках и пошли дальше. Почему-то указатель на Каменку гласил, что там деревня Каменая. Идем, идем, идем - километра через три догоняет нас тот самый автобусик из Матеевичей и подбирает (кроме водителя, в салоне две жэнщчыны, очень нами восхищавшиеся), а метров через 500 подбирает также Юлю и Искателя, вырвавшихся вперед. В процессе поездки Дима ужо воспрянул духом и захотел снова идти на озеро Гремячее, Альгерд тоже, а я не восхотел и предложил ехать дальше. Автобус ехал в Пуховичи, но мы вышли в Тальке и пошли на вокзал. Там я посмотрел памятник погибшим солдатам, рядом была отдельная могила погибшего "белорусского партизана из Чехословакии" и еще чья-то, а на самом вокзале висит гранитная плита с совсем стертыми буквами, но я все же, применив азимут и нестандартный угол зрения, выяснил, что табличка оповещает о Якубе Коласе и еще о ком-то, кто здесь, в Пуховичском районе, работал много лет назад.

На вокзале разложили вещи сушиться, поели хлопья и шоколад, попили кофе и какао, обсудили тарифные планы и операционные системы, купили билеты (Искатель купил на одну зону, а Альгерд купил за минуту до отправления собаки, что запрещено табличкой) и сели в собаку. Нашли в ней теплый вагон и стали снова играть в интеллектуально-подвижные игры, а Альгерд пытался на китайском димином телефоне сложить картинку (Мона Лизу) из 8 квадратиков, и у него ничего не получалось. Программа победила программиста! Я дважды сходил в туалет с интервалом минут в 25, и во время второго посещения заметил, что некто украл мыло и туалетную бумагу, а еще и открыл окно. Может быть, он даже повыбрасывал эти туалетные принадлежности. На шланге, который ведет к крану, значилось, что он выдерживает давление в 1 мегапаскаль. Через полтора часа безконтролерной езды прибыли мы в Минск и разошлись по своим остановочным пунктам к транспортным средствам.

И вот: наземные и наводные цели поражены. Поход удался, по болотам полазили (основная задача), сделали что хотели (как рекомендовала надпись на станции Блужа). Протяженность пути составила 25 км, из которых примерно 3 км - на автобусе.

Граждане! Мостите вашу гать!
Tags: болото, машинки, походы
Subscribe

  • Остров сокровищ. А что дальше?

    Когда читаю интересную книгу, у меня в голове возникают два вопроса: 1) Есть ли у книги продолжение? 2) Есть ли у книги экранизация? Часто, к…

  • Автостоп в Беларуси запрещен?

    Ехал давеча автостопом в Брест, и на протяжении 11 километров, от поворота на Р5 (223 км) до паровоза (212 км) на объезде Барановичей меня подвозил…

  • Неизвестная авиакомпания из Беларуси!

    Обнаружил в шкафу такую потертую, с пятном, футболку с рекламой авикомпании Nemiga Airlines. Перечислены направления: Minsk, Gomel, Brest, Vitebsk,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments