Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Наше счастливое детство. Вкладыши. Часть 1.

Поскольку "Доберман" загнулся...

Немало где в интернете рассказано про вкладыши от жвачек, но я расскажу по-своему.

В детстве собирательство вкладышей (у нас в районе их называли не иначе как "мультик") было обязательным и, пожалуй, главным занятием. Насколько я помню, сначала вкладыши от жвачек пришли к нам отдельно от самих жвачек: появились - и все. А первые жвачки, которые я видел, были эстонские пластинки Kalev, на которых был нарисован махонький кораблик-логотип и три волнистые полоски: черная, зеленая, оранжевая. Потом были другие советские жвачки: малиновая, клубничная пластинки. Но те жвачки, турецкие и арабские, в которых были вкладыши, пришли к нам позже. А пока же мы все просто собирали вкладыши.

Разных вкладышей было множество. Кто-то собирал одну серию, кто-то другую, кто-то всех подряд футболистов, независимо от того, на вкладыше какой жвачки они значились, кто-то машинки, ну а совсем маленькие и девчонки собирали "Love is...". Сейчас попробую описать разные известные мне вкладыши - ведь я и сам их собирал, и они до сих пор у меня сохранились!



Donald. Это было мерило ценности всех остальных вкладышей. Пожалуй, именно "Дональд" стал основой для популярного слова "Мультик": там рисовались комиксы про утку, про Мики Мауса, про Гуфи и прочих диснеевских героев. Сначала это были небольшие вкладыши размером 45х70 мм.



Потом появились большие, в виде флексографических наклеек. Но они были редки, приклеить их можно было только один раз, и, возможно, они происходили не от жвачек. Еще были некие большие “Дональды” из Германии, в заголовке было Donald ML (что ли, как у одежды - L, ML, XL?), но их вживую я не видел, а узнал о них только через Интернет.



Количество стандартных мультиков "Дональда" было больше ста, что-то около 120, и мой брат собрал всю коллекцию. При том, что "Дональд" был единицей валюты, разные его мультики тоже имели разную ценность. При прочих равных условиях ценились выше те, на которых было нарисовано больше героев ("человечков"). Доходило то того, что начинали считать чаек на горизонте! При том, что "Дональды" были очень популярны, я очень редко видел обертку от этой жвачки; они были яркие, разноцветные. Кстати, известно, что обертки от некоторых жвачек ценились наравне с вкладышами. Нередко "Дональды" были обрезаны со смещением, и можно было угадать, какой вкладыш идет за каким в серии. "Пуристы" формировали коллекцию только так: один за другим. Также ценились одинаковые вкладыши, но с разными цветами. Помню по крайней мере две таких пары: сюжет один, а цвета разные.


Lazer. Первые жвачки стандартного размера турецкой фирмы Ulker. Обертки были в высшей степени интересными: насыщенные цвета, камуфляжная надпись. На вкладышах размером 82-84х63 мм изображалась военная техника: самолеты, корабли, вертолеты, танки, установки залпового огня и проч.



Техника рисовалась как американская (обозначалась буквами A.B.D.), так и других стран - Франции, Англии, Израиля, Швеции, Германии, Италии, Японии. Даже Советский Союз был представлен - например, вертолетом Миль-Ми-6, который был изображен на №36, или самолетом Миг-29 (№33). Как у большинства вкладышей этой фирмы, в серии было 70 мультиков. "Лазер" ценился наравне с "Турбо" и стоил 5-6 "Дональдов". При этом цена самих жвачек отличалась лишь процентов на 30-40. Первые цены, которые помню - это 6-7 рублей за "Лазер", "Дональд" стоил в районе 5, "Лав-ис" - 4. Позже появились маленькие "Лазеры" - 63х57 мм. Золотое время уходило...




Final. Конечно же, футболисты. Стандартные "Финалы" турецкой фирмы Ulker назывались Final-90 и имели размеры 63х83 мм - как у "Лазеров".



Но были и еще "Финалы" - Final-88, очень редкие, у них флаг, обозначающий страну футболиста, был не прямоугольным, а на углу, трапецией. Эти две серии отличались.



Был еще и Final-86. Отличался от 88-го во-первых, картинками, во-вторых, под каждым футболистом писали не только фамилию, но и имя (в последующих сериях - только фамилию), в-третьих, номер был красным (позже - черным).



У меня сохранился один такой - №28, испанец Emilio Butragueno. Потом появились Final-92 и Final-93, но они были повтором "девяностого": в этих годах чемпионата мира не разыгрывалось.



Иногда в изображениях случались ошибки. Например, на одном мультике на флаге Колумбии синяя полоса была заменена черной.



"Финалы" больше и чаще, чем "Дональды", обрезались со смещением, и иногда на мультике было ровно по половине двух футболистов. Такие ценились меньше стандартных, хотя, конечно, следовало бы - дороже. Вот такая история приключилась однажды с "Финалами". Приехал к нам дядя, накупил в киоске пачку жвачек и начал нам выдавать за каждую двойку в дневнике ("Ученик без двойки - как солдат без винтовки"). Каждому доставалось по жвачке в черной обертке. Я попросил розовую (единственную цветную среди черных). Кстати, жвачек дяде на все наши двойки не хватило. А потом оказалось, что во всех черных жвачках один и тот же вкладыш: №54, игрок советской сборной Протасов. И только в розовой был №18 - сборная Уругвая. Тогда ее называли не иначе как "Вругвай". У одного немецкого футболиста фамилия была Mathaeus, мы считали, что это очень впору: Матаус "мотается" по полю. Серия продолжилась выпусками коллекций Final-94 и Final-95, но у нас их не продавали, и о картинках я узнал только из интернета.




Одновременно с «Финалами» выходила серия неизвестного мне производителя под названием CinCin. Тоже футболисты, только другие картинки и другие команды и страны.




Guinness. Рекорды Гиннеса. Надписи были по-турецки, но исходя из смешной картинки и некоторых цифр можно было себе представить, в чем же заключался рекорд.



Например, одна барышня срезала кожуру с яблока длиной 52,51 метр. Или один парень на ванне преодолел 57,9 км. Или другой перец непрерывно стучал в барабан на протяжении 50 дней и 17 часов. И так далее. Размеры вкладышей - 83х65 мм, количество штук в серии мне неизвестно, но не меньше 50. Фирма-производитель тоже утрачена.


OtoMoto. Одна из трех первых серий с машинками. Название переводится как "Авто-мото", но никто этого не знал. В серии было 100 картинок - автомобили, мотоциклы, кораблики. Впервые увидели такие слова - JAPON PROTOTIP DIZAYN. Благодаря надписям по-турецки слова эти были поняты, а вот если бы написали по-английски - не поняли бы. Как правило, изображались крутые тачки, хотя встречались и обычные - Hyundai Coupe или Fiat Tipo, под каждой картинкой - три строчки: объем двигателя, мощность, максимальная скорость. Размер мультика - 63х56 мм. Стоили что-то около 3 "Дональдов".



Много позже серия продолжилась, теперь на каждом мультике стали писать название фирмы - Kent.




Bombibom. Вторая известная серия с машинками. Существовало множество различных коллекций. Самая первая была, пожалуй, коллекция "белых маленьких": 65х58 мм, белый фон. Изображались также машинки, мотоциклы, катера, часто были фотографии гоночных машин - Формулы-1, лемановских спортпрототипов, раллийных легковушек. Не указывалась мощность двигателя, зато дважды писалась скорость (по-турецки и по-английски) и год выпуска модели.



Чаще, чем в "ОтоМото", на фотках были изображены не настоящие машины, а их уменьшенные модели. Стоимость - около 3 "Дональдов". Много позже серия была продолжена новой коллекцией, опять с нумерацией с нуля, в основном там были мотоциклы и корабли (отдельная от мотоциклов коллекция). Причем и тут встречались разные версии, которые отличались лишь по строчкам технического описания. Это касается мотоциклетных серий: вот, к примеру, есть два мультика с номером 35, а картинки разные. И ищешь, чем еще отличаются. То в описании 3 строки, а то 4, а то и вовсе пять, а то буква “b” рядом с логотипом фирмы Baycan есть, а то и нет. Вариантов разного оформления надписей – штук 5-6 разных, но, думается мне, что “новые” мотоциклы были представлены всего двумя коллекциями по 50 штук, столько же было и корабликов.



Гораздо реже встречался Bombibom "белый большой": 85х64 мм, фотографии те же, что на простом маленьком, а вот нумерация не совпадает. Большой ценился выше маленького.



Потом появился "желтый маленький": размер прежний, надписи к машине сделаны на широкой желтой полосе, снизу - фигурное желтое слово Bombibom, название фирмы и номер в желтом овале. Тоже 90 штук. Технической информации стало совсем мало: лишь указание максимальной скорости, очень редко - мощность.



Тоже встречались обрезанные пополам экземпляры. Как и в предыдущей серии, появился "желтый большой".




Много позже появился "Новый желтый" с новой нумерацией от 1. Название модели, как и прежде, помещалось на желтой полосе вверху, только узкой. Соблюдать точность в сведениях теперь стали излишним. Обратите внимание на эту машинку: нарисована Audi, подпись гласит – Citroen.



Одновременно с малым желтым был "бомбик квадратный": размерами 69х69 мм, в серии 60 штук. Информация - год, объем, скорость.



Мне удалось собрать почти всю коллекцию квадратных "Бомбиков", и только №58 с "Линкольном" долгое время не давался. Как-то я немало времени провел с одноклассником Юрой, пытаясь выигратьь у него этот злосчастный мультик. Много проиграл своих, 58-ой так и не выиграл. И продолжал уговаривать: "Ну, давай еще сыграем". Юра настолько, похоже, устал от моих приставаний, что запросто мне подарил этот Lincoln, и на этом моя коллекция стала полной. Серия продолжилась "квадратным желтым": техническая информация писалась внизу на желтой полосе. В технической информации стали писать количество цилиндров, мощность и время разгона до 100 км/ч.



Существовали две параллельные серии: автомобилей и самолетов-вертолетов-танков-кораблей (правда, эта называлась Top Gun).



Впоследствии "Бомбики" выпускались в Узбекистане.

В последние дни серия Bombibom была представлена мультиками 66х43 мм, с узкой желтой полоской внизу, где помещалось только название модели.



В таком же варианте продолжал выпускаться и Top Gun. По-моему, самая последняя серия имела на мультике название Bombic, сам вкладыш имел размер со спичечный коробок - 58х46 мм, а нумерация была непонятной: то “1-1”, то “3-8”, а то и вовсе без номеров.




Turbo. Твердая детская валюта. Если совершался обмен на мультики какой-то вещи, то оценивали ее непременно в "Турбах". Сама по себе Turbo стоила 6-7 "Дональдов". Наряду с "Лазерами", это были первые мультики, про которые мы узнали. Серия "Турбо" выпускалась фирмой Kent много-много лет. Размер - 85х62 мм. Жвачка всегда была дынного вкуса.

Самые ранние "Турбы", что поступили к нам во двор, имели нумерацию с 71 по 120, но их очень сложно было достать даже тогда, и они ценились высоко. У меня их есть 14 штук.



А картинки с номерами 1-50 у нас в стране вообще нельзя было достать, их я узнал уже по интернету.



Серия, которую было достать легко - это номера с 121 по 190. Назовем ее "третья серия". Впервые мультики были упорядочены: автомобили располагались в алфавитном порядке, на каждую машинку (за исключением прототипов) - информация: объем, мощность, скорость.



Лишь №180 Suzuki Vitara не имел никакой информации - и оттого ценился выше.



Также среди ценных экземпляров - мотоцикл BMW с вертикально ориентированной фотографией (был во второй серии) или мультики, где было нарисовано сразу по несколько машинок. Простая разновидность - несколько фоток одной и той же машины с разных точек. Более дорогая - когда на одном мультике две разные машины и, порой, два текста с технической информацией (например, в четвертой серии - №248 Pontiac Grand Prix / Pontiac Bonneville и №251 Mercedes 600 SEC / Mercedes 500 SL).



Четвертая серия из 70 картинок (номера 191-260) нередко показывала старинные автомобили, при этом на них не писали технической информации.



Алфавитный порядок не использовался ни здесь, ни в последующем.
Пятая серия (261-330) отличалась тем, что слово Turbo было написано большими желтыми буквами.



Случались вариации. Так, обычно название самой машины писалось бронзовым цветом, а название модели - черным. Бывало, что название модели было написано бронзовым с черной тенью (№301 Renault Williams, хотя в данном случае, конечно, Williams - не название модели).



Возможно – это ошибка печати. Вот, кстати, еще одна такая ошибка: правильный фон – голубой, но гораздо чаще встречался грязно-серый.



На каждой картинке обязательно - красный овал Kent. А вот еще одна любопытная ошибка. Взгляните на три следующих мультика и обратите внимание на номера картинок.



Шестая серия (331-400) получила название Super (на мультиках - желтое слово Turbo и поверх него маленькое красное Super).



В это же время появилась седьмая серия, или, как ее еще называли, "четырехсотая": номера с 401 по 470. Слово Super сместилось чуть ниже относительно слова Turbo.



Следующая серия получила название Sport (о ней ниже), и тут все смешалось: ей была присвоена новая нумерация с 1 по 70. А серия Super продолжилась новой коллекцией: номера 471-540, слово Turbo - темно-фиолетовое, Super - огненно-оранжевое, номер картинки и название модели - малиновые. Кое-где информации о моделях не было, кое-где обходились одной строчкой.



А теперь перейдем к серии Sport. Тут уже невозможно сказать, что из них была "восьмая", а что - "девятая" серия: Sport, "четырехсотый" Super и Classic были представлены одновременно. Итак, серия Sport получила нумерацию с 1 до 70. Слово Turbo - красным, а название модели, характеристики и само слово Sport - синим.



Подвид этой серии: надписи вместо синего – фиолетовые.



В основном (но не полностью) здесь были гоночные автомобили, мотоциклы, лодки различных гоночных серий. Впрочем, были и простые скороходные машины, а также был тягач Kenworth (американские дальнобойщики очень редко рисовались и в предыдущих сериях). Для машин F1 и мотоциклов технические характеристики не приводились. Следующая коллекция Sport получила нумерацию с 71 до 140. Цвета: Turbo - темно-фиолетовый, Sport - желто-зеленый, название модели и номер картинки - малиновый. Информация - не везде, а где была, то была представлена только цифрами, вот так: "8000 cc, 627 hp, 370 km/h".



Третья коллекция в семействе Sport получила дальнейшую нумерацию 140-210, названия машин были выполнены черным, слово Turbo - голубое, Sport - зеленое.



Кстати, чем больше серия, тем больше было ошибок - начиная с самых первых коллекций, причем ошибок как в фактах (о характеристиках речь не идет - идет речь о названиях моделей), так и в написании. Например, видим на картинке типичнейший Marcos, а подпись гласит - "Oldsmomile Aurora" (так с ошибкой и написано). Следующая серия Sport получила неожиданную нумерацию 401-470. Название модели и слово Turbo - зеленые, слово Sport - красное. Серия своим содержанием целиком копировала "четырехсотую" серию Turbo Super.



Но и этим серия Sport не закончилась. Последовала еще одна коллекция с нумерацией, очевидно, 471-540. Название модели и номер - малиновые, слово Turbo - светло-зеленое, слово Sport - переливающееся желто-зелено-синее.



Одновременно с первыми "Суперами" и "Спортами" появилась серия Classic. Слово Turbo было написано темной бронзовой краской с черным ободком, чуть ниже - черная же надпись Classic, а вместо блока технической информации были нарисованы развернутые золотые крылья с вписанной буквой Т.



Модели были как старинные (1903), так и не очень (1993). Появилась и идентичная по содержанию серия, но без слова Classic на мультике.


Вторая серия Classic (номера 71-140) содержала название модели малиновым, слово Turbo - темно-синим, слово Classic - оранжевым. В этой серии даже год модели не всегда считали нужным писать. Или наоборот - не писали название.



Количество ошибок еще более возросло. Например, на №83 изображен всем известный SAAB 92, а подпись состоит лишь из четырех знаков: "1971". При этом всем известно, что первый "Сааб" выпускался с 1947 по 1964 годы.



Зато зачастую в этой серии на заднем фоне были совершенно психоделические цвета и изображения.

Серии Turbo на этом не закончились. Когда-то одновременно с обычными "Турбами" фирма Kent выпускала наклейки Power (за незнанием английского их называли "Пувер"): это были наклейки стандартного наклеечного размера (самой картинки - примерно 58х31 мм, бумажной подложки - на несколько мм больше). И вот когда в хозяйстве Turbo серии окончательно перепутались номерами и содержимым, компания выпустила жвачку Turbo Power - конечно же, с наклейками. Сколько было наклеек в серии - мне не известно. Экземпляры, что у меня есть, значатся под №187 и №200, у брата сохранился №229.



Эта серия вышла тогда, когда я жвачками и мультиками переставал интересоваться, поэтому кое-какие особенности этой и последующей серий от меня ускользнули, и о существовании той или иной серии знаю лишь на основании единичных вкладышей. Так, была выпущена серия Turbo 2000 (название модели - розовым, слово Turbo - темно-синим, цифры 2000 - зеленым, номер картинки писался то в правом нижнем, то в левом верхнем углу). Имеющиеся экземпляры несут номер 81, 114 и 126, а согласно интернету, вышло две серии: №№71-140 и №№211-280.



Затем была серия неизвестного мне названия, на вкладышах которой не было слова Turbo, номер вновь переехал в правый нижний угол, а название модели стали писать фигурным текстом на самой картинке. Сохранившиеся у меня в коллекции мультики имеют №261 и №269.



Пожалуй, на этом настоящие "Турбы" кончились. По крайней мере, у нас больше не продавались, во дворе не ходили. Но были еще и ненастоящие. Например, в "золотые годы" эпохи Turbo (51-260), точнее не скажу, выходила жвачка под названием TurboAtaka. Всего-то и делов, что выпускалась греческой компанией Ataka. Размер мультика - 72х55 мм. Указывались такие данные: индекс страны-изготовителя, объем двигателя, мощность, количество оборотов в минуту, максимальная скорость. Сколько их было всего – не знаю, у меня сохранился 21 экземпляр.



Была и откровенная подделка, откуда-то из Египта-Сирии-ОАЭ (жвачки с арабской вязью на мультиках были и невкусными, и неинтересными, и с убогим оформлением). На мультиках этих жвачек (назывались тоже Turbo Sport) стояло название фирмы - Kemt. Вкладыши были размером 58х56 мм и отличались убогим изображением без подписей.



А уже где-то на границе тысячелетий появилась российская (московская фабрика "Меньшевик") жвачка "ТурбоНаддув" серий "Классик" и "Байк". Оформление мультиков было выдержано в духе классических "Турб", только размерами поменьше: 78х59 мм. Нумерация была наполеоновской: из трех знаков (011, 018 и пр.). Количество штук в серии неизвестно.



Как подсказал Интернет, настоящие «Турбо» продолжали выпускать. Вышло еще несколько серий. Turbo Sport 2003 (нумерация 001-099) с надписями на русском;



аналогичная серия с надписями на турецко-английском (тоже 001-099, но картинки отличались), как водится, с ошибками: на этот болид серии Indycar написано - Formula-1;



Turbo Super 2003 на русском (001-099)



и аналогичная (но отличающаяся) серия на турецком; Turbo Super 2003 с нумерацией от 101 (известно по крайней мере до 154) без технической информации



и точно такая же серия, но уже без слова Super.


Возможно, что-то выходило еще, но мне сие уже неведомо.
Turbo - это эпоха. И нечего добавить. Но вот как было бы лучше, если бы вместо запутанной повторяющейся нумерации применили сквозную! Число разных мультиков составило бы более тысячи. Вот это была бы коллекция!

Окончание здесь:
http://incopolis.livejournal.com/47998.html
Tags: вкладыши, детство, собирательство, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments