Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Наше счастливое детство. Вкладыши. Часть 2.

Продолжение описания различных вкладышей от жевательной резинки. Начало здесь:
http://incopolis.livejournal.com/47836.html

Комиксы. Помимо "Дональда", у нас ходило несколько серий комиксов. Самые известные из них - TipiTip про носатого чувачка в шляпе и очках, Patbom и Pembo. Мультики про "Типитоса" были на турецком, и если только весь сюжет обходился без слов, можно было понять юмор авторов. Показательно, что номера этих квадратных мультиков были в районе 800 - более ранние до нас не дошли.



Следующая серия мультиков стала большей по размеру: на свободной площади стали писать английский и русский перевод, а номера доходили по крайней мере до 930.



Мультики про Pembo (человечка в синих штанишках и синей же шапочке) и Патбома (чувак с головой в форме груши) были понятны и без слов.



Комиксы эти не ценились и шли примерно наравне с "Дональдами". Еще были комиксы про Pilly от немецкой фирмы Hitschler. Давно-давно мультики про этого желтого чувака с большими ушами, без носа и огромным ртом были большими по размеру, больше Turbo, и тогда были большой редкостью. Когда через много лет они появились снова, то мультики стали маленькими: 62х54 мм.



Наконец, довольно популярна была американская серия комиксов Bazooka Joe - про парня Джо. Все надписи были на английском языке и, насколько я помню, в картинках не было ничего смешного – обычный тупой американский юмор.




Cola. Была такая редкая жвачка, обертка была темно-красная с эффектом металлик, а буква О - в виде крышечки от бутылки. Это была первая (возможно, единственная) со вкусом колы. Но мультики были неинтересными (сначала - большие, потом - маленькие, 70х47 мм): на турецком языке рассказывалось про разных известных и не очень личностей.




Автомобильная серия Mertsan Konvoy была одной из тех, в которых обещались подарки за то, что ты соберешь коллекцию. Нужно было собрать, отослать по адресу изготовителя и получить подарок - игрушечную машину, куклу или еще какую ценность. Но обычные такие мультики не привлекали - в основном это были неинтересные картинки, комиксы, изображения кукол. Лишь вот Mertsan Konvoy можно было собирать за то, что там были машинки. Но текст был смехотворным: "...прищлите кам и мы выщлем вам игрумечную маыину".



Зато под машинкой указывались объем двигателя, число цилиндров, мощность и максимальная скорость. В этой серии было 50 картинок. А были и другие предложения - собери, пришли и получи. Почему-то у многих из них надо было собрать 37 мультиков.



Пожалуй, самые интересные предложения по получению ценностей размещались на вкладышах-деньгах. С одной стороны - изображение денег (доллары, марочки, турецкие лиры, шведские кроны и проч.), с другой - нарисованные подарки. Надписи были на турецком, на польском, на чешском - очевидно, для каждого региона своя серия. Причем и количество денег, которые следовало собрать, для разных стран различались. Так, за 300-500 долларов можно было получить футболку, за 800-1200 марок - компьютер Atari, за 800.000-1.200.000 лир или 2.000.000 рублей - футболку. Некоторые деньги (помню какие-то динары, или вот кроны шведские) предлагали шесть разных подарков. Некоторые банкноты в серии были двусторонними, там предложений с подарками не было.



Bazooka Joe тоже предлагал подарки – фотоаппараты, подзорные трубы и прочие полезные вещи. Вот только нужно было отослать в далекую Америку 250-300 вкладышей или како-то количество мультиков и денюжки. Не знаю никого в своем дворе, кто бы послал собранную коллекцию и что-нибудь получил бы. Но известны факты выдачи подарков. Например, в жвачке "Охотники за привидениями" порой попадался не обычный вкладыш с кадрами из мультфильма, а особый, где в запрещающем знаке было нарисовано привидение и слова GRATIS (жвачка была испанская) - за этот вкладыш в нашем киоске давали маленьких пластмассовых монстриков, мы называли их "чубриками".




Отдельно расскажу про жвачки, вкладыши в которых были посвящены гонкам Формула-1. Некоторые картинки можно было найти в "Турбах" и "Бомбиках", "ОтоМото", "Пауэрах".



А также в мультиках серии Mayfair. Это были очень махонькие вкладыши (63х29 мм), в которых сама картинка занимала еще меньшую площадь - 37х27мм, а остальное место - красное, желтое, зеленое, синее или еще какое поле с названием модели.



Из этой серии мы узнали не только о Ф-1, обычных машинах, мотоциклах, но и о дрэгстерах. Но было и несколько специализированных жвачек с мультиками о гонках.

Пожалуй, первая целиком посвященная гонкам серия выходила в 90-м или 91-м годах под именем Gorila. Под этим же лейблом вышло немало разных серий, одинаково оформленных: почти квадратный мультик 68х61 мм, изображение по диагонали, на треугольных полях - логотип с обезьяной и название серии. В данном случае - sErie fOrmula UM/90 (заглавными выделены буквы с диакритиками-ударениями - это по-французски ли написано или на каком?), внизу - название команды.



У меня сохранился один мультик этой серии. Изображения нечеткие, зато названия в тот год были какие интересные: Scuderia Italia, Coloni Subaru и пр. Всего в серии было вроде 20 мультиков.

Название следующей, более популярной серии, я даже не помню - несмотря на то, что у меня сохранилось 47 мультиков серии. Но вот глянул записи (записывали, какие есть, каких нету) - там значится, что эта серия называлась просто MotorShow. Размеры - 68х47 мм. Между двух скрещенных клетчатых флагов - номер картинки. Под фотографиями - информация: полное название шасси, название и тип мотора, имя-фамилия пилота, год. Год чего - непонятно: указаны с 1989 по 1992, причем чем выше номер мультика – тем выше и год. Если изображен только пилот, то сведения такие: имя-фамилия, дата рождения, страна, еще какие-то два показателя (katildigi/kazandigi yaris sayisi, для Сенны: 142/36, для Проста: 184/44, для Бергера: 131/8 и т.д.; возможно, это число стартов и число побед) и месяц/год начала карьеры в Ф-1.



Начало девяностых - золотая пора Формулы. Столько интересных команд, столько забытых имен и названий! Osella, Dallara, Сатору Накадзима, Footwork, AGS, Габриэль Тарквини, Eurobrun, Zakspeed, Оливер Груйяр, Leyton House, Бертран Гашо - это не считая известных и великих имен и команд. Максимально известный номер – 107. Были и странности. Например, есть две разных картинки под №21, на которых изображен Пьерлуиджи Мартини (89 и 90 годы), эта же пара картинок (почти без изменений) значится и под №43. Таким образом, имея 107 порядковых номеров, серия содержала как минимум 109 разных мультиков. Как выяснилось из Интернета, серия продолжилась через годок-другой: теперь на мультиках писали и дату каждого снимка, и указывали дополнительную информацию - например, каким пришел гонщик к финишу, кто выиграл, кто разбился и т.д. Известно 55 вкладышей.



Еще одна серия называлась MotorShow Fornula 1-'92. Вкладыши размером 73х58 мм белым шрифтом на синем поле сообщали такую информацию: имя-фамилия пилота, страна, название шасси и мотора, количество цилиндров, объем, мощность, обороты, скорость.



В коллекции – 34 или 35 мультиков. В следующем году вышло продолжение: MotorShow Fornula 1-'93: Дэймон Хилл переместился из "Брэбхэма" в "Уильямс" и т.д.; размер чуть уменьшился: 72х51 мм.



Номера картинок соответствовали номеру пилота, поэтому было удивительно видеть на мультике №0. Тоже немало интересных имен и команд. В серии – 30 вкладышей.

Гоночная серия с наклейками называлась Formula Cars и выпускалась фирмой Lesbury Ltd., что размещалась где-то на Виргинских островах. Это были наклейки стандартного наклеечного размера.



Нумерация тоже соответствовала номерам гонщиков: 0-33: №0 - это Дэймон Хилл за рулем "Уильямса", а №33 - это Поль Бельмондо за рулем "Пасифика"; соответственно, речь идет о сезоне-94. Но не только у турков были ошибки, британцы тоже ошибались нередко. Например, гонщик за рулем болида №3 подписан как "3 Ukyo Katayama", а пилот за рулем машины №4 - как "3 Mark Blundell". Снятая с разных точек машина под №5 на одной наклейке приписана пилоту "Бенеттона" Михаэлю Шумахеру, а на другой, под номером 6, - его напарнику Юрки-Ярве Лехто. Такая же ошибка для снятой с разных точек машины №14 (поделена между Баррикелло и Ирвайном) и №20 (Оливер Берета и Эрик Кома).



Не исключено, что ошибки допущены для всех пар гонщиков. И ошибки разрезания встречаются, из которых видно, что при печатании за номером 9 шел 33-ий.



Последняя известная мне серия - относительно новая, судя по фотографии, где-то в районе 2000-х годов. Называлась Sport Racer, выпускалась турецкой фирмой Kervan, содержала в себе неизвестное число вкладышей размерами 70х61 мм и абсолютно без подписей, если не считать номер картинки.



А вот что почерпнул также из Интернета – жвачка Figurinhas Grand Prix от компании Bolete.



Очень содержательно. Если не ошибаюсь, Gorila тоже когда-то выпустила серию со шлемами.


Наконец, расскажу вам еще про несколько серий вкладышей. Конечно же, рассказ был бы неполноценный, если бы я не сказал о жвачках Love is... "Лависы" собирали или совсем маленькие, или девочки. Сюжет был прост: нарисованы мальчик и девочка и написано, что же такое любовь. Только всю первую серию надписи были не по-русски, так что пользы было немного и "Лавис" стоил примерно половину "Дональда".



В следующей серии добавили русский перевод, и картинки стали чуть-чуть больше, но ценность "Лависов" не повысилась: благодаря переводу мы узнали, какая чушь там пишется.



Таких серий с переводом вышло несколько по 100 картинок в каждой. Лависы продолжали покупать девочки, да маленькие, да те, у кого денег на большее не было. Пожалуй, был только один плюс у этой жвачки: она была вкуснее всех остальных (ну, пожалуй, лишь Cola могла с ней поспорить). Позже вышло продолжение серии под названием “Life is”.




Destina. Очень вкусная мятная жвачка с мультиками, подобных которым не было ни до, ни после. Турецкая компания Bifa первой додумалась печатать на вкладышах сведения из политического атласа "Страны мира". Вкладыш размерами 68х74 мм в левой нижней части имел флаг какого-нибудь государства, в правой нижней - сведения: название страны, столица, население страны, название денежной единицы и тип государственного устройства. А надо всем этим - нет, не карта государства, а фотографии типичных детей данной страны.



У меня максимальный номер - 38; интернет подсказывает, что их минимум 45, причем США встречается дважды.


Explorer. Жвачка не запомнилась вкусом, и сюжеты вкладышей были неинтересными (что-то из звездных войн, да вроде еще на итальянском языке). Но оставила о себе память своим большим размером. Из всех известных мне жвачек, кроме этой, только квадратный Bombibom складывался в два сгиба (три равные части) и оборачивался вокруг жвачки. Все остальные складывались пополам или вовсе, не складываясь, обвивались вокруг резинки. Мультик "Эксплорера" (никто на знал, что значит это слово, кое-кто говорил: "Эксплататар") тоже складывался в два сгиба на три части, но в развернутом состоянии он был неимоверно большим, по площади раза в полтора больше "Турбы", и печатался впридачу на толстой рифленой в косую линеечку бумаге.



К сожалению, ни одного экземпляра не осталось. Обертка была не обычной сложенной бумажкой, а запаянной на концах длинной пластинкой. Вот удалось найти изображения оберток:




Жвачка EuroTIR, относительно новая, где-то конца девяностых, вопреки изображению на обертке, показывала не европейские дальнобойщики (и вообще не европейские транспортные средства, потому как на обертке нарисован и вовсе американский магистральный тягач), а поезда.



Жвачка и картинки большой популярностью не пользовались, но вроде это была первая серия с поездами. Сам я, кстати, один раз купил эту жвачку: поверив обложке, думал, что там будут грузовики. Однако интернет подсказывает, что были там и грузовики - просто мне не повезло.


Арабские жвачки. Не знаю, где они делались: то ли в Сирии, то ли в Египте, то ли где поближе. Как правило, жвачки были невкусны, картинки небольшие, сюжеты неинтересны, а художественные качества крайне низки. Да еще и по-арабски написано. Если это была машинка - то без подписи, если комикс - то не смешной. Ну совсем никакие мультики.



Помню длинную серию про какого-то чувака – не то трансформера, не то терминатора, который попадал в разные приключения, только это были не комиксы, а отдельные кадры: один мультик - один кадр. Звали этого робокопа – Grendizer. Собрав все вкладыши (различать арабские цифры мы научились довольно быстро), может, и можно было бы чего узнать. Вроде они даже меньше "Дональда" стоили. У этого Грендайзера (которых вышло много серий) была только одна хорошая коллекция. Как водится, на одной стороне были напечатаны похождения этого сурового Грендайзера, а на другой были - игральные карты!



Точно помню, что в 4-м классе (у нас тогда впервые ввели информатику) мы с одноклассниками играли в карты на переменках, а девчонки на нас стучали. Коллекция была неполная, и игра даже в "дурака" была непредсказуемая. Вроде бы эти замечательные карты отобрала классная. Были и другие вкладыши-карты, но только совсем-совсем махонькие, размером с почтовую марку. Ими было играть еще интересней. Кстати, серия про Грендайзера была также выпущена с переводом на русский и содержала чудовищное число грамматических ошибок.




Наклейки тут описывать не буду – собирательство наклеек было узкоспециализированным делом. Девчонки поголовно собирали “Элен и ребята”, мальчики – “Трансформеров” и Power. У нас в классе ребята организовали группу по сбору “Пауэров”, и я в нее внес вклад – одну наклейку. Их наклеивали в тетрадь. Но я тогда не мог себе позволить часто покупать жвачки, поэтому мой единичный вклад на том и закончился. В последнее время, в конце девяностых и далее, пошла мания выпускать наклейки с голыми барышнями – где простенько сфоткано, а где и вся анатомия видна. Была даже отдельная серия под названием каким-то там, и на каждой наклейке была изображена (не фотка, а рисунок) совокупляющаяся парочка, и на каждой наклейке – летняя дата: такое-то июня. И подпись: “Осторожно, СПИД!”. Что было 31-августа, я так и не узнал, возможно, чуваки в больнице или две могилки.


Кроме наклеек, были жвачки с фишками. Примерно в одно время с “Чупа-Чупсами”, вместе с которыми (за три сразу купленные конфеты) тоже давали фишки. Тема фишек: опять-таки голые барышни (надо было послюнявить защитный слой, который изображал купальник, и девушка обнажалась) или всякая ерунда, как в первых “чупачупсовских” фишках.




В чем носили мультики? Кто в чем. Кто в кошельках, кто просто в кармане, кто в самодельных картонных кошельках (внутри на одной стороне - тесемочные полосочки, на другой - крестик из тесемок, и если открыть кошелек с другой стороны, то мультики перемещались). Самые правильные носили в портсигарах: много влазит, не мнутся, ощущаются в кармане. В портсигаре - по две петельки с каждой стороны, и через них в общей сложности можно было пропустить четыре тесемки. Из одной длинной резинки такой ромб шили сами: мультики держались вдвое надежней.




Основное движение мультиков от владельца к владельцу - выменять или выиграть. Выменять - все просто: тебе нужно это, мне то. Меняемся. Иногда менялись не глядя. Строго соблюдали "курс валют". Играть было интереснее. Виды игр: хлопками, кубиком, на веревочку.

Игра на веревочку появилась откуда-то из чужого двора. Представляет собой простой лохотрон: парень закручивает из бечевки петельку, тебе на выбор два колечка: завяжется - мультики твои, не завяжется - отдавай свои. Конечно, на пробу закручивали 100%-но затягивающуюся петлю. Когда уже играли - абсолютно незатягивающуюся. Как-то раз я вышел утром во двор, увидел скопление ребят, подошел - и ВСЁ проиграл. У меня тогда дома еще коллекций не было, а все свое носил с собой в портсигаре. И вот - остался абсолютно без ничего. Ну и что теперь целый день делать? Но ничего, потом собрал еще немало мультиков. Потому что понял сущность веревочки и стал играть в честные игры: на кубик и хлопками.

Игра в хлопки была сложной и требовала особого мастерства. Если играли двое, то сначала каждый ударял по своему мультику - если перевернется, это хорошо. Если у меня перевернулась, а у противника - нет, то складывали вместе два наших мультика, и одним ударом я должен был перевернуть обе. Если не получалось с первого раза - потом добивали. Вариант этой игры - с мокрой ладошкой: плевали на руку и при ударе руку не убирали быстро, а переворачивали. Если прилипла - то обязательно перевернется. Когда играло несколько человек, надо было перевернуть всю стопочку мультов. Тут у первого ударявшего было значительное преимущество. У игры хлопками были недостатки. Во-первых, руки болели. Во-вторых, мультики от этого быстро состаривались. В третьих, нужно было безветренное место (например, вход в подъезд, где постоянно ходили люди); сколько было споров из-за помогшего ветерка!

Игра в кубик - самый честный вариант. Играть можно было не обязательно в тихом месте. Но чаще всего играли у подъездной двери, а там в полу две круглые дырочки. Сколько кубиков там пропало! Играть просто: кто больше выбросил, того и мультики. Кубики годились всякие: и правильные (когда на противоположных гранях сумма точек равняется 7), и неправильные. Кубиков со смещенным центром тяжести (благодаря чему почти всегда выпадало 6) не было. Каждый носил с собой кубик, и когда играло несколько человек - играли всеми кубиками сразу, для уменьшения количества споров (если у двух человек сумма была одинаковой). Некоторые кубики считались счастливыми, некоторые неудачными. Хорошие кубики ценились не меньше самих мультиков, и их тоже выменивали. У меня мой счастливый голубой кубик (неправильный, кстати) со временем превратился почти в шарик. Если не было кубиков - их делали: из пластилина, из картона, порою даже волчки с гранями вместо кубиков вырезали: быстрее и проще.

Жвачки нам покупали нечасто, и мы их копили к поездке к бабушке. Из жвачки вынимали вкладыш, жвачку заклеивали обратно и берегли на поездку – тогда ели в поезде. Сами вкладыши, сложенные внутри жвачки пополам, приклеивались краской одна сторона к другой, и когда их разнимали – с одного боку часть краски переходила на другой. Поэтому на мультиках (особенно на “Турбах”) часто встречаются белые полосочки – это как раз отодранная краска. Бывало, ребятишки постарше имитировали жвачку: лепили подходящий по форме и размеру брусочек из пластилина и заклеивали в обертку. А потом во дворе меняли на вкладыши: мол, родители купили кучу жвачек, так вот не хочу жевать, а хочу поменяться. Бывало и по-честному: из жвачки все изымали и меняли одну только резинку. Ребята, которым родители жвачки не покупали, выменивали их в складчину и жевали по очереди или же делили резинку на части. Жвачку надо было жевать несколько дней, а иногда класть на сохранение в стол или в морозильник и так ждать до новой жвачки – тогда их слепливали вместе. Также часто продлевали вкус: мешали с сахаром, лимонной кислотой или сухим напитком “Цевита” - получалась почти новая жвачка! Ах да: жвачку называли “жевачка” или “жувачка”, также – “жувка”.

Вот такое у нас было счастливое детство!!!
А у вас?

P.S. Подборки коллекций многих-многих вкладышей можно посмотреть здесь:
http://wrappers.ru/?act=coll&category=5

P.P.S. Неожиданное продолжение тут:
http://incopolis.livejournal.com/60991.html




Tags: вкладыши, детство, собирательство, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments