Алекс (incopolis) wrote,
incopolis

Февральская Молдова

Часть 1

Реал-Мадрид проиграл. Меня это вовсе не интересовало, но вот Дима Салов расстроился. Говорил же ему: не ходи в инет! После мы отыскали в зале ожидания железнодорожного вокзала Олю Бычковскую, красный рюкзак которой оказался вовсе не таким большим, как она говорила. Так что тот спальник, который Дима тащил для неё, так и остался в его 80-литровике. На связке автобусов 1-28 выехали за кольцевую. Там я произвёл ещё один инструктаж и отошёл метров на сто.

Подивившись жуткому траффику - одна машина в две минуты - надел СОП-жилет и нацепил налобник. Через десять минут - отрыв, причём пара Дима-Оля (ДО) села одновременно со мной, но моя машина была быстроходней, и я умчался от них под Дзержинск, где и был высажен. Через пять-десять минут менее быстрая машина напарников остановилась и подобрала меня. Видимо, это не их машина была тихоходной, а я оказался скоростным: после моей в неё посадки мы понеслись 140. По гродненским номерам я понял, что машина идёт на Слоним - так оно и оказалось. Вышли мы после Баранок и снова разошлись. Через три минуты я застопил DAF: тех двоих он брать не хотел. Но потом, когда узнал, что мы вместе, посокрушался, что не посадил нас всех. Ехал он до Ивацевичей, так что я вышел в знакомом по прошлым поездкам месте. Прошёл пару километров, занял позицию - и остановил Ford, водитель которой сказал привычное "Ну что, автостопом по Европам?" и обозвал мой костюм бронежилетом. Также поведал, что ДО не видел - а ехал из Барановичей. Значит, те уже сели и едут. Вылез я под Берёзой и пошёл занимать позицию.
Прошло совсем немного времени - и небольшой MB Atego с румынскими номерами был взят мной. Я сказал "Буна зиуа" и впросился "хоть куда - в Молдову, Украину, до границы". Водителя звали Григор Брынза, сам он был молдаванином из города Шолданешты и ехал сейчас из Москвы в румынский город Клуж-Напока. Через Львов. Но на границе мы проторчали 4 часа - а ведь кузов был пуст! И то хорошо, что украинских пограничников прошли быстро - меньше чем за сто гривень. На кофе, как сказал Григор. Пока стояли на терминале, ДО передали ему розовую марку для меня: "А мы уже в Украiне. Встречаемся у ратуши в 21 или 22 часа". Порадовавшись за них (а до того мы просигналили им на повороте с Е30 на Е85, так что машину они запомнили и теперь передали весточку), мы продолжали ждать. А вскоре украинский паспортный контроль, подивившись такому наплыву журналистов, предположил, что мы едем набираться опыта для совершения революции, как сделали Петруччо и Ющенко. Въехали в Волынь - и закончились леса, одновременно ухудшилась до неимоверности трасса. Ковель оказался нагромождением железнодорожных путей, бараков и свалок. А вот указателей дорожных в этой части страны либо нет, либо нет совсем. То, что осталось со времён Советов - это ничего не отражающие надписи. А если и есть немного отражающего материала, то это будет непременно синий фон, а вот буквы не светятся. Водитель непрерывно курил, у меня болели от неразгибания ноги и голова от бессонницы (последние трое суток спал по четыре часа). Ещё Григор рассказывал, как он 2 года промышлял на заработках по маршруту Шолданешты-Сургут-Москва-Чехия-Германия, с депортациями и политическими убежищами (косил на войну в Приднестровье). Показал два своих паспорта (RO и MD) и деньги. Румынские оказались очень интересными - на хлопковой бумаге и с целлофановым окошечком. Так мы ехали и ехали, и в 21.45 высадился я на окраине Львова.

За одну гривню доехал до центра, и в 22.17 был возле ратуши. Но, как и чувствовалось мне седалищным нервом, ДО не оказалось в условленном месте. Прождав их полчаса, пошёл искать вписку. Что мне и удалось сделать недалеко от самой ратуши на чердаке древнего полуразрушенного здания. Сначала я хотел раскинуть спальник на пару этажей ниже, но внезапно услышал, а после и узрел там спяще-храпящего человека на корточках. Тогда я поднялся на чердак и в каморе расставил палатку, разделся и блаженно протянул ноги. В спальник. И уснул. Несмотря на часы ратуши, бившие каждые пятнадцать минут, и меня же поутру разбудившие. Также почему-то несколько раз пробуждался от холода, хотя спальник вроде рассчитан на минус 15, а было никак не ниже минус пяти. Утром начали шуметь люди, и я подумал, что это пришли по мою душу. Оказалось, что шумят они в соседнем зднии - там остался какой-то офис, а мне ввиду отсутствия в моём вписочном доме некоторых стен всё было слышно. В общем, пора было выбираться из лежбища. Тем более что на сегодня у нас были забиты стрелки у той же ратуши в 10, 12 и 14 часов. И вот я не спеша собрался, поставил палатку на ветер сушиться от испарений, а сам в это время осматривал здание, послужившее мне убежищем. Когда-то это был жилой дом, возможно, офисное здание. На стенах виднелись креативнейшие надписи, а на полу - всякие газеты, книжонки и мусор. Я взял одну из газет, служившей мне подстилкой под палатку, и принялся вслух совершенствовать своё украинское произношение. Из одной статьи узнал, что стипендия во Львовских вузах составляет 134 гривни, что соответствует 25 баксам. Негусто: у нас получают почти по сорок долларов. После походил по чердаку, пофоткал открывающиеся виды (в том числе ратушные часы) и устроил себе завтрак из хлеба с паштетом и халвы.

А потом уже ровно в десять стоял у ратуши. Обошёл её несколько раз со всех сторон, но ДО не увидал. Я устал у трамвайных путей и принялся ждать здесь, ибо отсюда открывался лучший вид на два главных входа. Тут ко мне подошла женщина без униформы и с блокнотом в руках, и вопросила, мобильный ли я человек. Когда я ответил, что я мобильный журналист, она присвистнула: "Вот это я попала", - и объяснила, что если я подключусь к их сети, то автоматически становлюсь участником розыгрыша и непременно выиграю множество призов. Потом она ушла, а мимо прошёл дылды в типичной одежде нациста: камуфляжные штаны заправлены в 20-дырочные берцы, чёрная куртка с кельтским крестом, бритая голова с печатью необременённостью интеллектом. Я удивился этому, а после во Львове ещё неоднократно видел всякие фашиствующие надписи, свастики, рисунки и лозунги. В общем, он прошёл мимо и направился дальши, перешагивая через трамвайные пути так высоко, словно перешагивал через сами трамваи. Тогда я отправился немножко погулять по городу - главным образом, чтобы найти тёплый магазин и там написать дневник. Пока ходил, со мной заговорил мужик какой-то, а после сказал, чтобы я в следующий раз стопудово вписывался у него, - и оставил адрес и даже показал, как найти его дом. Но вот приют в ближайшую ночь он не мог обеспечить: уезжал сегодня же в Днепропетровск. Угостил меня яблоком, и мы разошлись. Я написал дневник, поглядел чуток на центр города и вернулся к ратуше, где и обнаружил этих двоих отщепенцев: они стояли в двух шагах от ратуши и не могли её увидеть. Оказалось, что они вчера добрались до Ковеля, оттуда на платном автобусе - до Луцка, и якобы там закончился стоп. Они неумело раскинули палатку прямо в парке и уснули, изрядно промёрзнув, т.к. кое-кто отказывался спать "как муж и жена после пятидесяти лет супружеской жизни". А утром выехали и стопом добрались до Львова очень быстро. Мы пошли гулять по городу. Львов оказался красивейшим старинным городом, но очень компактным, я бы даже сказал - тесным: всё настолько прижато друг к другу, что фотографировать чрезвычайно сложно. Заодно купили в книжном атлас Украины, позвонили домой, пофоткали всё что было можно, пока ещё совсем не стемнело; а потом накупили продуктов, в кафешке набрали в термос кипятку и пошли на мою прошлую вписку ужинать. Там сварили овсянку и поели чего-то ещё, после ещё побродили по тёмному городу и на маршрутке выехали за объёздную. Там я обследовал лесополосу и испустил радостный вопль, обнаружив остатки кукурузного поля. Мы разгребли снег и с помощью единственного ножа нарезали кукурузных стеблей, накидали их на землю и под моим умелым командованием разбили вдребезги палатку. Было тепло, ибо и тут я руководил спальниками.

А утром поднялись, собрались и вышли на трассу. Как всегда, разошлись, но всё-таки ехали немного вместе, до поворота на Ивано-Франковск. И снова разъехались по частям, а потом снова встретились в начале Тернопольской объездной. Немного проехав по этой самой объездной, я был высажен и пошёл пешком, и увидел завод "Ватра", где испросил столовую и прекрасно отобедал на три с половиной гривни. А когда вышел на улицу, снова увидел спины ДО. Догнал их, и некоторое время мы шли к краю города вместе, но потом я ускорил шаг и дошёл до позиции раньше них, и тут же уехал. Правда, недалеко: до Теребовли, километров на 25. Там долго шёл к краю городка. А западная Украина отличается тем, что населённые пункты следуют один за другим, иногда по нескольку штук без удобной позиции между ними. Следующим пунктом стал Чорткив, где я стал у заправки и ГАИ, под фонарём. Хоть это и было перед развязкой (и поэтому были "ложные срабатывания", т.е. иногда останавливались машины, едущие во всё тот же Ивано-Франковск), но зато позиция отличалась освещённостью. Впрочем, и ветреностью тоже. Но уже через минут двадцать я взял машину - грузовой микрик - до Черновцов, куда и прибыл вскоре. Водитель просил меня по пути спеть ему беларусских песен и даже сам спел "А я лягу-прылягу", я же ему рассказывал нашы вершы. Вышел на городской объездной, купил в магазинчике продуктов и пошёл. Гаишник застопил для какого-то досмотра дальнобоя с молдавскими номерами, и я сделал попытку в него вписаться, но водитель сказал, что ему запрещено брать попутчиков. Так я и пошёл дальше, и два раза меня испугались молдавские дальнобойщики, а потом подобрала вахтовка и вывезла к окончательному выезду из города. Не успел я занять позицию, как самозастопился паренёк, игравшей во Львовской сборной КВН, и непрестанно шутил. И завёз меня в Новоселицу, и рассказал историю названия. "Когда-то молдавский национальный герой Штефан чел Маре охотился тут. Ну, и пробило его на хавчик. Глядь - а тут ни села, ни корчмы. Он и говорит: тут должен быть город. Взял стрелу, пустил и послал слуг искать её - там, где она упала, и должен был быть заложен город. А ту стрелу и не нашли. Тут он сказал: дайте мне, мол, новую стрелу. По-молдавски - "нова сулица". Так и назвали поселение. А потом уже хохлы переделали на свой манер". Я вышел в темноте и пошёл на край этого пгт, но, как водится, снова наткнулся на деревню. Неуспешно стопил, а потом решил идти спать. На заправке все уже спали, хоть свет и горел. И я вышел за последнюю хату, завернул за лесополосу, разгрёб снег и пошёл ломать ветки. Наломал очень мало, на четверть палатки хватило только. Потому что нормальных древ было ой как мало, а всё остальное - акации. Я поставил палатку так и решил для верности завернуться в целлофан, как неоднократно проделывал Кротов. Через несколько часов проснулся и почувствовал, что весь мой целлофан изнутри мокр, так что пришлось размотаться. А ветер свистал.

И я заснул, а утром меня разбудили голоса и руки, тормошившие мою палатку. "Это что же, палатка?" - "Так я ж и говорю". - "А чего он там делает". - "А может, он там спит?". Тут я подал голос: "Ну конечно же, сплю!!!". Выполз и стал отвечать на их стандартные вопросы. В конце концов, они позвали меня к себе в хату и ушли. Я вылез, собрал шмотки, только спальник не упаковал да палатку оставил просыхать от моего сконденсировавшегося дыхания. Пришёл к ним, разложил спальник. Они меня накормили. Живут тут, в магазин за продуктами не ходят: всё сами делают - и хлеб, и всё остальное. Она сама - откуда-то с Урала, была замужем за немцем из тамошней колонии, а как он умер, приехала сюда и вышла тут за молдаванина. Сказали, чтоб я наперёд обязательно у них ночевал. Распрощались, и я пошёл складывать палатку. Ветер был мощный, чуть не унёс её в Закарпатье. Еле уложил, и то кое-как. СОП-жилет мой стал грязным от ночного ломания веток, но издалека это не так бросалось в глаза, и я нацепил его и стал стопить. Доехал на одной машине до следующей деревушки, а после прямо в ней взял маршрутку до самой молдавской границы. Водитель меня взял безденежного, но разражался тирадами о наглых халявщиках-автостопщиках.

Переходя границу, у погранцов выяснил, что ДО сегодня тут не проходили. А вдруг им это удалось вчера? А погранцы, особенно молдавские, такие добрые и приветливые! Поговорили немного и расстались. До ближайшей деревушки - Крива - мы шли с бабулькой, с которой ехали в той маршрутке. По-русски она знала всего пару слов, и тем не менее на протяжении нескольких километров мы обсудили трудности автостопа, погоду, зарплату и много чего ещё. Начиная с самого таможенного терминала и до деревни прямо на дороге валялись следы находившейся рядом лесопилки. Не дойдя до деревенской автобусной остановки, мне удалось остановить машину. Бабульке дальше ехать не надо было, и она угостила меня двумя яблоками и одним леем. Я уехал. Но недалеко - всего километров на 25, до Липкан. А там меня застал проливной дождь, поливающий меня, пока я шёл в гору к заправке и там не укрылся. Заправщик взглядом мне сочувствовал, но никак не на деле. Наконец, меня мокрого взял один мужик и высадил в Бричени. А по пути я подмечал молдавские особенности: пронумерованные колодцы, обилие придорожных могил (их было много и до самого Кьхишинэу), придорожные распятия (под которыми красовались столь же аккуратно оформленные черепа со скрещёнными костями) и необычные километровые столбики: бетонные, белые, с красной или голубой верхушкой. Большими цифрами - номер километра, потом - название ближайшего города и километраж до него. Издалека - ни дать ни взять могильная плита. В Бричени я стал под дождём на заправке, но место было неудачное: заправка - газовая, и поток тут невелик. А выезд из города - в нескольких километрах впереди. Но, как сказал газозаправщик, там есть другая заправка, с большим навесом. Туда я и устремился, хлестаемый в правое ухо косым дождём с ветром. Поднялся на гору и увидел ту заправку: она стояла с ЛЕВОЙ стороны дороги! Так что я попытался взять пару машин и после пошёл к заправщикам сушиться. Поговорили с ними. Они получают тут 90 долларов, и это считается супер-престижной работой, за которую следует держаться зубами и когтями. Заодно обменялись сведениями о телеканалах, сотовой связи и ценах на бензин и машины.

Где-то через час (а было уже около четырёх) я снова вышел на трассу и через некоторое время застопил двух пареньков на "Ниве" со столичными номерами. Одного звали Гриша, а другого - Женя. Они работают на фирме, которая закупает в Беларуси наши трактора и реализует тут. Хвалили. А то Кишинёвский завод делает только гусеничные, да и те весьма ненадёжные. Женя так интересно говорил: "Угося-а-айся петеньем!". Завезли меня за Единец и попытались высадить. Но я выяснил, что они всё-таки сегодня поедут в столицу, и предложил поездить с ними, при необходимости помогая им с работой. Они согласились, а помогать оказалось не надо: им нужно было всего лишь заехать в пару мест и там о чём-то договориться. Так и поехали, а перед самым Кьхишинэу они дали мне мобилу, и я позвонил вписывающей Оле, и она с радостью меня выслушала. Расстались мы с пареньками друзьями у главпочтамта, и я отправился разменять деньги и потелефонить домой, и это мне удалось. А потом пришёл к восьми к триумфальной Арке, но ДО там не было (Оле они тоже ещё не звонили). Тогда я пешком пошёл на вписку, по пути купив дешёвых сосисок. По пришествии на вписку у меня отобрали одежду и отправили её в стиральную машину, и мне самому была предоставлена возможность помыться. Впрочем, меня больше интересовал вопрос просыхания меня и моих шмоток, но и это решилось без проблем. Пока я кормился ужином, Оле потелефонили ДО. Вчера они добрались стопом до Чорткива, и там драйвер вписал их к себе на ночь. А сегодня они ехали хорошо и перешли границу через полчаса после меня, о чём им несколько раз сообщили те же самые добрые молдавские погранцы. В Липканах они вымокли окончательно и сели на автобус до столицы, заплатив деньги, правда, не полную стоимость билетов, ибо ввели водителя в заблуждение котировкой беларусского рубля (им расплатились частично). И они пошли на 10-часовую стрелку, хотя изначально было условлено, что по прибытии первым делом звоним Оле и только после отправляемся к Арке. Вскоре они прибыли на вписку и тоже подверглись отбиранию одежды. Моя к тому времени уже отмылась, а вместе с ней и доллары, визитки и билет бедного студента, однако. Мы все вместе отужинали, вылезли в круглосуточный инет и кинули сос о необходимости вписки в Одессе. После прекрасно выспались втроём на большой кровати.

А утром поднялись и после завтрака подались с Димой осматривать город. Мы ехали в троллейбусе, и я бесплатно прокатился по билету бедного студента. Выйдя в центре, принялись фотографировать всё подряд. Кьхишинэу оказался очень похожим на Минск, только размером поменьше. Он так же, как и беларусская столица, в войну был разрушен. И посему архитектурный стиль нынче - советский классицизм вдоль всего Bulevardul Stefan cel Mare si Sfunt и прилегающих улицах. И вот на нас напал мент, потребовал показать отснятые кадры и увидел среди них здание парламента, а это вроде как фоткать нельзя. Он пытался отвести нас в отделение - "недолго: часа на три, а потом пойдём в кафе знакомиться поближе. Или у вас будут какие-то другие предложения?". В конце концов, он попросил, чтобы я продал ему свой фотик. А потом переписал себе в книжонку номера наших паспортов и спросил назидательно: "Ну и как вы будете дальше путешествовать, если у вас уже такие проблемы?". Мы удалились и пошли в археологический музей, где проканала наша дорожная грамота. Там мы осмотрели всё-всё, побеседовали со смотрительницей и пошли дальше фоткать улицы.

Заглянули в сувенирную лавку и ушли оттуда с молдавским флажком и маленьким мэрцишором - красно-белыми фигурками из вязальных ниток. В магазине "47 параллель" купили еды, а потом ещё долго ждали в переходе, пока вернётся продавец кассет, и у него я приобрёл альбом молдавского (я на это надеюсь; а может, это румынский) рэпа. Приехали домой (я - снова по студаку) и сунулись в инет, но вписку пока никто не подбросил. В этот вечер олин Саша изготовил для нас мамалыгу - торт из кукурузной муки, брынзы и сала, а я обильно поливал всё это кетчупом. После чуток поглядели телек (более 70 каналов имеется) и улеглись-таки спать.

Где-то в полдень следующего дня (а было уже 25-ое февраля) мы выбрались из дому. К этому времени у нас уже был контакт в Одессе, где можно будет вписаться. И поехали в Приднестровье, которым нас уже успели напугать. Я добрался до Бендер за три машины, а один из драйверов оказался владельцем кафе, и он меня угостил мамалыгой. Она была сготовлена по-иному: брынза натёртая словно кокосовая стружка, вместо сала - мясо. И всё равно заеденье. На молдавско-приднестровской границе мне зажали 33 бани сдачи. А ценник за нахождение в их стране такой: приднестровские рубли - 4, гривни - 2.77, российские рубли - 13.72, молдавские леи - 6.67, доллары - 0.49, евро - 0.37. Если перевести на беларусские рубли, то получится от 960 руб (если рассчитываться евриками) до 1135 (ежели отдавать гривнями). Разбежка получается примерно в один лей. Но всё по-деловому быстро, без придирок. И оттуда я пошёл пешком до Бендер. По пути заснял идеальный пейзажик: сквозь лесополосу просвечивается поле с холмами, и у самого горизонта ползёт поезд. Приднестровье... Вот где царит настоящий социализм: всюду недостройки, советские лозунги и совковая реклама (например, автомобилей ВАЗ, ЗАЗ и "Москвич"). На вокзале подобрал ДО, и отправились мы телефонить. Тут тоже всё по-эСэСэСэРовски: межгорода надо дожидаться, двери в кабинки деревянные, телефоны древние дисковые и все пользователи орут в них громче матюгальника на митинге оппозиции.

Потом сели на культовый 19 троллейбус и устремились в Тирасполь - столицу ПМР. Тут тоже прокатила наша грамота, таким образом сэкономили 6 "приднестровиков" (по одному за каждого и ещё по одному - за багаж). На въезде значилось "Орденоносный город Тирасполь". Это вам не какой-нибудь "Санкт-Петербург, город-герой Ленинград". А в центре - прямо-таки круглоюбилейная надпись "1792 - 213 - 2005". И танк стоит, и памятник Суворову, что город основал. И вообще, Александр Васильич тут - национальный герой. Тирасполю бы стать побратимами с нашим Кобрином - там тоже всё подряд его именем названо. Правда, у нас он камня на камне от города не оставил, только что дерево посадил. И вот мы перешли за мостик, дождались маршрутку и помчались на ней за восемь километров, в Кицканский Ново-Нямецкий мужской монастырь, где планировали вписаться на ночь. В темноте отыскали ворота и прошли к храму, где отстояли службу и поговорили с батюшкой. Он нас передал молодому послушнику Илье, который и отвёл нас сначала в трапезную (где мы наелись от пуза гречневой каши, капусты и самодельного хлеба с компотом), а после - в гостиницу для паломников. Нам с Димой досталось холодная комната, а Оле - тёплая, с камином. Даже в коридоре и уборной было теплее, чем в нашей келье. Потом пришёл батюшка и забрал наши паспорта, на что Дима вопросил у меня: "Чем священник отличается от таможенника?", а я не знал, что ему ответить. Через полчаса документы нам вернули, и мы улеглись в спальники, а я ещё почитал чуток купленную во Львове редкую книгу "Удачи капитана Блада". Обувь наша была немного мокроватая, и мы израсходовали несколько молдавских предвыборных газет на адсорбенты. И заснули. Конечно, эта вписка был несравнима с Кьхишинэуской; и если Новиков назвал эти кельи пятизвёздочными, то Оля и Саша - владельцы семизвёздочной вписки, за что им максима респект.

В шесть утра мы поднялись, собрали шмотки и пошли на утреннюю службу, и отстояли её от начала до конца. А после к нам подошёл Илья и определил нам послушание: я чистил лук, а ДО - картошку. Ещё Илья угостил нас яблоками и подарил по иконке. В двенадцать была трапеза, и там снова мы наелись - на этот раз грибов. А после начали осматривать монастырь. Он оказался не очень древним - шестидесятые годы девятнадцатого века, и многие постройки несут на себе благодарность государю Николаю. Два больших собора, несколько церквушек, келейные корпуса и колокольня. А ещё - впервые такое увидел - бензоколонка прямо на территории монастыря. Выяснилось, что это для монастырского транспорта, правда, сейчас колонка не работает. А скит находится в десятке километров (там их подворье, живность, пчёлы, сад и прочее) - вот и надо было ездить за продуктами. Напоследок мы забрались на самый верх колокольни и оттуда фотографировали окрестности, а заодно колокола и роспись потолка на первом этаже. После распрощались с Ильёй, обменялись адресами и отправились восвояси за стены монастыря, где погрузились в маршрутку и приехали в столицу Приднестровья. Там нам встретился Ростислав - этнограф по призванию, и он нам устроил экскурсию по городу с экскурсом в историю. Показал, какие когда здания как назывались, что где было, где раньше какие реки текли и чем сейчас город живёт. В Приднестровье очень мало тяжёлой промышленности, в основном выживает за счёт лёгкой. Обувная фабрика в Бендерах, три текстильных предприятия в Тирасполе, ещё кое-что. В Днестровске находится электростанция, которая питает и всю Молдову. Приднестровцы хотят, чтобы Молдова платила за поставляемую энергию, а Молдова в ответ на такие выпады кричит на весь Евросоюз, что у нас тут сепаратисты разгулялись. В самом Тирасполе горячая вода бывает два часа в неделю - в выходные. И только в одном районе она - анлим: какой-то завод перенаправил воду, охлаждавшую какие-то агрегаты и поэтому нехило нагревавшуюся, на один микрорайон. В котором и живёт Ростислав. Потом мы с ним распрощались и долго ещё шли пешком, а в итоге сели на троллейбус (кондукторша не прониклась к нам симпатией и грамоту не восприняла) и заехали на край города, где втроём вписались в одну машину и доехали до Первомайска - таможенного перехода с Украиной.