Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Заброска в центр. Часть 1.

ЗАБРОСКА В ЦЕНТР

Новыя магчымасці,
Новыя вібрацыі, -
Такі наш гонар
І наша рэпутацыя!
(А.Памідораў)

Четверо человек собрались на вокзале небольшой станции. Нетрезвый человек с двумя половинками апельсина, случившийся рядом, с недоумением подслушивал их речи. А странная четвёрка оперировала какими-то необъяснимыми понятиями, упоминая неестественной ширины дорогу, великого поэта, заброшенный храм и совершенно таинственный Центр. Вот они - парень и три девушки - развернули карту. Апельсиновый пьяница краем глаза успел заметить на них надписи "Генеральный штаб" и "Секретно", перепугался этих непонятных не то разведчиков, не то шпионов, и спешно покинул здание вокзала.
А ведь если бы его разум не был затуманен алкогольными парами "хорошего и недорогого" плодово-выгодного вина "Адамово яблоко", он бы сообразил, что настоящие спецагенты вот так запросто на виду у всех не разворачивают секретные карты, не выдают себя разговорами о предстоящем задании и тайных объектах и уж точно не "светятся" на оживлённой станции, где эшелоны проносятся каждые полчаса. А ежели б и глаза его не окосели, то заметил бы и рюкзаки этого странного, как ему показалось, квартета. А рюкзаки сего квартета вовсе не походили на небольшие вещмешки вражеского десанта: обычные туристские рюкзаки объёмом до 50 литров, с нашитыми на них светоотражающими полосами и притороченными ковриками-"пенками". Что ж, можно теперь раскрыть карты: это столичная Команда Экстремальных Путешествий "Sky Division" устраивала очередной поход по достопримечательным местам Минщины, для чего и собралась в отправной точке - Руденске - рано поутру. Однако, чтобы всё же сохранить некую таинственность повествования, маршрут немного "закодируем". Итак, четверым участникам похода (среди коих был и автор сего повествования) предстояло пройтись по Узкой Дороге, повидать Янку Купалу, осмотреть Запертый Храм и, наконец, прийти в Центр.

Часть 1.
ДАЁШЬ ДОРОГУ БЕЗ ПОКРЫТИЯ!

Глава 1. Узкая дорога
Сначала нам предстояло разделиться: Воля, участница нашего похода, в сей субботний день вынуждена была отправиться в посёлок Правдинский на автобусе, - она там учительствует в школе. Впрочем, вскоре после полудня она обещала снова к нам примкнуть. И вот мы уже бодро топаем по южной части Руденска. Местный житель подробно описал нам, как добраться до деревни Рог, а заодно поведал об уже известном нам человеке, который на рынке в Ждановичах торгует всяко-разными географическими картами. Однако, как покажут последующие события, даже самая проверенная и надёжная карта может подвести путешественников в ответственный момент. А покамест мы прошли вдоль Рога, удивляясь множественным горам мусора, что выросли по левую руку. Неторопливо поднимающееся солнце светило нам прямо в глаза, чему мы радовались: день клятвенно пообещал быть без дождя. Вскорости мы узрели различные осветительные вышки и железнодорожные вагоны, а затем под ногами почувствовали Узкую Дорогу. Для тех, кто ещё не понял: Узкая Дорога - это узкоколейная железная дорога, которая обслуживает торфоразработки болотистого Пуховичского района. Сейчас главная узкоколейная ветка тянется на 25 километров, а в давние времена рельсы тянулись через Узденский и даже Слуцкий районы, заканчиваясь в урочище Вороничское Болото. На сегодняшний день, похоже, бывшая одна ветка разделилась на две: к деревне Буда Греская ведут пути (над слуцкой трассой можно заметить узкоколейный мостик) - возможно, там также построен торфоперерабатывающий заводик. А пока что вернёмся к нашей ветке. В том месте, где мы вышли к рельсам, происходит перегрузка торфа из узкоколейных вагончиков в обычные, и те уже движутся в посёлок Дружный (5 километров на северо-восток от Руденска), - там находится теплоэлектростанция, которая, выражаясь официальным языком, "функционирует на местном топливе". Едва мы сделали по рельсам пару шагов, как из будки выскочили несколько собак и немедленно нас облаяли. Вслед за ними явился сторож и пригрозил, что сейчас их на нас натравит, но, убедившись в нашей миролюбивой самоходной сущности, разрешил подняться на одну из 20-метровых осветительных мачт. Оттуда мы долго взирали окрест, и лишь осознание необходимости воссоединиться с Волей заставило нас спуститься. Сторож нас огорчил, сказав, что нынче поезда ездят тут только раз в сутки - рано поутру. Время меж тем приближалось к двенадцати, и мы двинулись по рельсам к Правдинскому. В первые же минуты ходьбы у нас возникло желание разуться и пройтись по сырой апрельской земле босиком. Забегая вперёд, скажу, что к концу дня мы таким босым образом отшагали 27 километров.
Совсем недалеко от Правдинского мы перешли речку Птичь по узкому мостику. Река делает здесь несколько поворотов, что способствует рыбной ловле, - с моста виднелись несколько рыбаков. Путь всего первого дня нашего похода был проложен параллельно речке, и на её же берегу нам предстояло разбить вдребезги лагерь. Длина реки - 421 км, по этому показателю она находится на втором месте (после Березины) среди полностью беларусских речек и на пятом - среди беларусских участков всех рек (как полностью "национальных", так и тех, которые начинаются или заканчиваются за пределами нашей страны). Стоит отметить одну особенность Птичи: появляясь на поверхности немного западнее Минска, она течёт себе не спеша на юг и по пути не впадает ни в Свислочь, ни в Березину, ни в Днепр, а, принимая в себя Оресу и несколько более мелких речушек, вливается прямиком в Припять в сорока километрах западнее Мозыря. Вода в ней очень чистая и пригодна для питья даже без кипячения. Пройдя по шпалам шесть километров и свернув в деревню Русаковичи, мы вышли на автодорогу Р69 "Смолевичи - Смиловичи - Правдинский - Шацк". Первая задача - проход по Узкой Дороге - выполнена.

Глава 2. Янка Купала
По таким дорогам, как Р69 (которые проходят через несколько посёлков городского типа), вряд ли имеется сквозное движение. То есть, я хочу сказать, что вряд ли часто назревает необходимость ехать из Смолевичей в Шацк. А если и назревает, то проще ехать не по ней, а по магистральным трассам М1 и Р23. И пусть расстояние немного больше (107 км против 91), зато не придётся терять время при прохождении деревень и посёлков и топливо - на многочисленных поворотах и перепадах высот. Эту длинную тираду я здесь привёл вот к чему. Несмотря на такую, казалось бы, небольшую и достаточно "прерывистую" востребованность автодороги, её ремонтируют по плану и в срок. Вот и за те четыре километра, что мы прошли по шоссе, нам неоднократно приходилось сторониться грузовиков с горячим асфальтом, катков и прочей дорожной техники, которая готовила для автомобилистов новое полотно. Не кривя душой скажу, что это отрадно. Именно здесь у нас и родился лозунг "Даёшь дорогу без покрытия!": пока шли по путям, под ногами была земля, а с приходом в цивилизацию началась гравийка и неприятный на босую ощупь асфальт. Тем не менее, мы стойко преодолевали выпадающие на наши ноги неровности. Ковыляя потихонечку, мы достигли поворота на деревню Пристань. У поворота сего, под деревом, прохлаждалась Воля. Отучительствовав, она воспользовалась автостопом и вот уже почти час дожидалась нас в тени.
Просто так Янку Купалу не каждому дано увидеть. До этого сначала надо пройти несколько деревень: Пристань, Птичанская, Ржище. Дорога поначалу оказалась перерезанной множественными лужицами, но она здесь была грунтовая, что наилучшим образом сказывалось на самочувствии наших ног. Название первой из указанных деревень, без сомнения, говорящее. Вполне возможно, что некогда здесь был своеобразный порт, где крестьяне окрестных сёл имели возможность сплавить производимые товары, - в первую очередь лён и пеньку, коими лет полтораста назад славились эти места. Места тутошние, хоть и находятся между трассами Р68 и Р69, можно полноправно считать глубинкой: слышна неисковерканная беларусская речь, жители почтительно здороваются с незнакомцами. Рюкзакастые люди здесь в диковинку и вызывают неподдельный интерес: с ними неоднократно заговаривают, интересуются целью нашего передвижения, с охотой и участием показывают нужное направление. По пути в следующий населённый пункт вспоминаем, что сегодня аккурат 22 апреля - день всесоюзного коммунистического субботника. По стечению астрономических обстоятельств, сегодня была именно суббота. Не успели мы подумать о труде, как тут же нашему взору открылось лежащее на гравийке бревно. Недолго думая, наша отважная четвёрка взваливает его себе на плечи и нестройным хором выводит "А Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!" Получив удовольствие от совместного труда (который, как известно, облагораживает), оставляем бревно на обочине - для последующих трудящихся. А вот и деревня Птичанская; она печалит остатками былой роскоши: большой универмаг, некогда крупный центр торговли, теперь зияет пустыми окнами-глазницами и поневоле выполняет функцию совсем другого общественного заведения. Далее перебираемся через автодорогу Р68 "Пуховичи - Марьина Горка - Шацк - Узда - Негорелое" и вступаем в деревню Ржище. Посреди оной неожиданно обнаруживается походная солдатская кухня с вояками при ней. Они спрашивают время и получают ответ, а мы спрашиваем у них гречневой каши и не получаем таковой. Пройдя ещё немного вперёд, встречаем выезжающие из леса военные грузовики "ЗИЛ-131", из чего делаем вывод, что где-то здесь в лесу, среди болот, находится воинская часть. На обычной топографической карте она, конечно, не обозначена, но зато на космических снимках при желании её можно отыскать. Впрочем, в/ч не является целью нашего сегодняшнего похода, поэтому мы идём себе по тропинке дальше.
У подорожного мужчины спрашиваем, как скоро мы увидим Янку Купалу. Тот отвечает, что осталось совсем немного - осталось пройти всего один поворот. Вот теперь и пришло время раскрыть тайну Янки Купалы. Конечно же, это не живой поэт и не памятник ему, а маленькая-маленькая деревушка, которая состоит всего из одной улицы (причём дома стоят только с одной стороны её) и далеко не на каждой карте обозначена. А вот на нашей двухкилометровке на берегу Птичи была нарисована пара квадратиков-построек и подпись "Янка Купала". Деревеньку эту мы совершенно случайно обнаружили при подготовке похода во время пристального изучения карты и немедленно внесли её в маршрут.
Вот, наконец, и Янка Купала. Белого указателя на въезде нету, и лишь на первом доме висит круглая разноцветная табличка: "Посёлок Янки Купалы, 1". Ха-ха, забавно получается: поэт, писавший стихи о тяжести крепостного права, обзавёлся собственным посёлком. Пока мы набирали колодезную воду во дворе одного из опустевших домов, к нам подошли две бабушки. Обувь одной из них составляли несколько пар шерстяных носков, чему мы подивились. Местные жительницы начали с нами шутить по поводу нашей самоходной сущности и гендерного состава группы. Мы у них испросили, где лучше подойти к воде, и отправились совершать вечернее омовение. Вода была ещё достаточно холодной, и купаться никто не полез. Ещё через полчаса мы уже разводили костёр на живописной лесной поляне и обсуждали особенности прошедшего дня. Назавтра же нас ждали не менее удивительные приключения и основная цель похода - Центр.
Subscribe

  • Остров сокровищ. А что дальше?

    Когда читаю интересную книгу, у меня в голове возникают два вопроса: 1) Есть ли у книги продолжение? 2) Есть ли у книги экранизация? Часто, к…

  • Автостоп в Беларуси запрещен?

    Ехал давеча автостопом в Брест, и на протяжении 11 километров, от поворота на Р5 (223 км) до паровоза (212 км) на объезде Барановичей меня подвозил…

  • Не доверяйте инженерное дело дизайнерам!

    В Минске и Гомеле есть вагоноремонтные заводы, которые делают капитально-восстановительный ремонт вагонов для родной БЖД. Ремонтируют неплохо,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment