Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Шар под Дубной, или что делать в наукограде.

Шар под Дубной,
или
Что делать в наукограде

Итак, славный городок Дубна на севере Московской области, на стыке с Тверской областью. Здесь есть достопримечательности, и здесь же их нет.



Ну?!



Большинство фоток - чужие, из разных интернетов.

Руководство страны пытается поддержать звание наукограда, в связи с чем постоянно что-либо придумывает такое наукоемкое. Здесь находится всем известный Объединенный Институт Ядерных Исследований, в котором синтезировали элемент периодической таблицы Менделеева №105, который поначалу назывался Нильсборий (Ns).



Кстати, в американском университете Беркли, где разработали всем известную BSD, независимо от дубненских коллег также вывели этот сто пятый элемент, и назвали его Ганий (Ha). Международный Союз Теоретической и Прикладной Химии (IUPAC), который ведает присвоением названий элементов, хотел сперва назвать новый элемент Жолиотий (Ji) в честь Жолио-Кюри, но в итоге признала первенство ядерщиков Дубны и назвала его Дубний (Db); хотя вот у меня в учебнике химии он был обозначен еще как Нильсборий. К слову, здесь же, в Дубне, вывели Резерфордий (№104, Rf, он же Курчатовий, Ku), Сиборгий (№106, Sg), Борий (№107, Bh), Унунтрий (№113, UUt), Унунквадий (№114, Uuq), Унунпентий (№115, Uup), Унунгексий (№116, Uuh), Унунсептий (№117, Uus) и Ууноктий (№118, Uuo); эти последние названия на букву «у» – номер элемента на латыни, а красивые имена им еще не присвоены. Так вот, помимо этого ОИЯИ, здесь хотят поселить российскую Силиконовую Долину, или же Парк Высоких Технологий. Даже специальную Особую Экономическую Зону «Дубна» создали. В частности, тут будут разрабатывать первую самостоятельную российскую операционную систему для десктопов. Но вот что нужно отметить. Денег решительно мало. Начали было строить мост через Волгу, - бросили. И машины на другой берег до сих пор ездят по проезду на плотине, который обветшал давно уж, а в придачу узок, так что там организовано реверсивное движение, из-за чего постоянно пробки. Денег на ремонт плотины также нет. Глядя на все это, можно предположить, что тысячи программистов, которых сюда переселяют, возьмут обычный Линукс и даже новые кеды изобретать для него не станут.

Зачем следует сюда ехать? Если вы хотите увидеть красивую архитектуру, старинные дома, древние булыжные мостовые, то ехать сюда не стоит: всего этого вы не найдете. Домов с примечательным внешним видом в городе по пальцам руки учителя труда пересчитать можно, древних храмов нет в помине, дух старины найдете разве что на дне водохранилища, о котором позже.

Зато если вас зовут в гости, или водитель предлагает проехать городок насквозь, или вы путешествуете электричками и думаете, где выйти, то Дубна как раз для этого подходит очень хорошо. Что здесь понравится заезжему путешественнику?

1. Очень разветвленная водная система, не уступающая, пожалуй, таковой в Вышнем Волочке. Любитель природы может искупаться здесь в речке Волге, канале имени Москвы, Иваньковском водохранилище (оно же Московское море), реках Дубна и Сестра и озере Лебяжьем. Это последнее со знакомым каждому минчанину названием небольшое, находится на окраине, но очень чистое, из-за чего все, что находится под водою, этой же самой водой увеличивается словно линзой. На озере полно людей, но всегда можно отыскать свободное местечко со стороны трассы на Москву. Что касается канала, то его дно выложено крупной острой галькой; в водохранилище очень пологое дно, и нужно отойти от берега метров на пятьдесят, пока начнешь погружаться, а на берегу много валунов. В Волге в пределах города следует быть осторожным: в воде рядом с берегом могут быть не только камни, но и строительный мусор. Вода здесь не очень чиста: судоходство развито, как-никак. Ах да, есть еще Черная Речка, текущая через парк в городе, но она мелка и почти полностью оправдывает свое название. Пушкин стрелялся не здесь. И еще есть небольшое озерцо в центре, бывшее ранее утиным прудом.

2. Памятники эпохи развивающегося социализма. Это величавый Ленин высотой 22 (или 25) метра, а вместе с постаментом - 37 метров; по некоторым данным, это второй в мире по высоте после памятника в Караганде, который вырос аж на 36 метров.



Ленин пришел сюда в тридцать седьмом и встал на берегу канала имени Москвы, откуда и вглядывается в даль. Раньше он вглядывался в Сталина, который пришел на противоположный берег еще в тридцать пятом, но в шестьдесят первом он кончился, хотя постамент от него остался.



Если вы смотрели фильм "Волга-Волга" до начала пятидесятых годов, то в кадре могли увидеть Сталина, а после кадрики с этим памятником вырезали, и их нынче нет уж. На берегу озера Лебяжьего есть красивый маяк, выложенный бутовым камнем.



Не удивляйтесь его местоположению: он предназначен не для купающихся на озере, а для судов на канале, который отделен от озера тоненьким перешейком. Возле станции Большая Волга (предпоследняя на этой тупиковой ветке) находится старое здание вокзала, построенное еще в начале тридцатых, во время прокопки канала имени Москвы.



Но поторопитесь: здание заброшенное и ветшает с каждым месяцем. Очень интересна плотина на водохранилище, построенная давно-давно. Из других интересных рукотворных гидротехнических сооружений следует отметить тоннель, по которому машины едут под толщей воды.

3. Памятники различным транспортным средствам. Ранее на месте северной части Дубны был поселок Иваньково, откуда в войну взлетали самолеты; там же находился и до сих пор находится авиазавод, выпускавший поначалу гидросамолеты, а теперь вертолеты Камова. Изначально этот завод был строительным цехом №30 Савеловского авиазавода, и до сих пор местные жители называют его "Тридцатка". В городе стоит памятник самолету Ил-2. Это легендарный штурмовик, "летающий танк", самый массовый самолет Второй Мировой.



Данный экземпляр базировался на аэродроме Иваньково, его подбили в сорок третьем, но его пилот спасся и потом еще летал, пока его не убили под Ленинградом. Самолет пролежал в болоте пятьдесят лет, и лишь в 2004-ом его выковыряли, очень хорошо отреставрировали (даже надписи "Пито", "ШКАС" и прочие нанесли) и на День Победы в 2008 году поставили на постамент. Еще есть памятник истребителю МиГ-25, который, судя по всему, находится у бывшего иваньковского военного аэродрома. Собственно, эту модель тут и строили (планер и подвеску снарядов).



На станции Большая Волга стоит маленький паровозик 9П-742, переданный с Транссиба.



4. Местная достопримечательность - самый большой в мире стул, занесенный в соответствующую книгу Гиннесса. Этот добротный деревянный стул высотой 9,5 метра изготовила местная фабрика "Эко-мебель", и стоит он недалеко от ее ворот, на окраине города. На нижнюю перекладину стула можно залезть, а вот на сиденье - нет. По крайней мере, без веревок.





5. Прочее. Например, единственный в городе проспект - Боголюбова, он длинный, пустынный и оттого кажется очень широким. Вдоль него находятся различные торговые объекты, посещение которых приятно. Можно увидеть железнодорожные пути, которые идут по городу почти без насыпи, - электрички следуют в одном уровне с машинами. В городе немало бюстов различных физиков, которые отметились ударной работой в Дубне. Среди "гражданских" памятников - фигура Владимира Высоцкого с гитарой (один из двух дюжин в мире), возле ДК, в котором он выступал. Аллея у этого же ДК названа в его честь.



И вот мы подошли к еще одной, достопримечательной из достопримечательных, достопримечательностей. Она находится не в самой Дубне, а в полутора десятках километров к северо-западу от города. Это - знаменитый Шар под Дубной.

История его такова. Где-то в конце семидесятых, или в самом начале восьмидесятых, летел себе вертолет и перевозил гигантский шар диаметром 18 метров. Шар этот изготовлен из какого-то синтетического материала вроде фторопласта, выполнен в виде слоеной сотовой конструкции и в придачу прозрачен для радиолучей. Предполагалось, что он станет защитным колпаком над гигантской антенной - то ли в космос сигналы запускать, то ли с подлодочками связываться, то ли корейские "Боинги" обнаруживать. Судя по всему, вертолет летел на небольшой высоте, - вероятно, груз был едва выше деревьев. И вот, согласно легенде, трос у вертолета оборвался. А может быть, оборвались крепления троса к шару. Словом, шар упал. Почему не разбился? Потому что шар - наиболее прочная форма, как всем известно, и сломать ее не так-то просто. Именно поэтому можно со страшной силой лупить по теннисному шарику, а ему как об стенку горохом. Хотя данный Шар - не совсем шар: в нижней части он срезан, так что высота до макушки составляет 15 метров. Тут же, в нижней части, расположены крепления к предполагаемой платформе. Быть может, на самом деле шар не упал, а плавно соскользнул по оборванным тросам (кстати, на самом шаре можно видеть места крепления троса). А может быть, его поставили туда - временно, а потом так и не утянули. Кое-где в интернетах пишут, что его водрузили туда специально. Так говорят те, кто шара никогда не видел. Я видел, и заявляю следующее: шар не был поставлен тут специально. Тогда, вероятно, здесь была поляна, на которой только-только начинали расти деревца. Шар упал так, что некоторые деревца оказались под куполом (и сегодня еще можно видеть обрубки этих деревьев). Вокруг шара, аккурат возле оболочки, можно видеть деревья, которые были вынуждены изогнуться, чтобы продолжать расти. Какой, скажите мне, смысл ставить шар в перелеске на голую землю? А оборудование как устанавливать, а? Словом, идея преднамеренной установки шара именно здесь тупа, как шпала. Шар оказался тут случайно, а уж упал или временно приткнули - никому не известно.

Сейчас расскажу, как добраться до шара. Если вы собираетесь весь путь от города до шара и обратно проделать пешком, то лучше выбраться не позже полудня. Если велосипедом или машиной - можно и чуть позже, тогда, если дело летом, обратно будете ехать не по жаре, а вечерком. Если едете на машине, то вам нужно перебраться по плотине через Волгу, а дальше ехать по указателям на Кимры. Примерно через десять километров будет поворот налево, на деревню Федоровка, - вам туда. Проезжаете Федоровку, потом Губин Угол, потом Ларцево. Здесь хорошая дорога заканчивается, и если только вы не на джипе, лошади или грузовике, то лучше оставить машину здесь, а оставшиеся три километра пройти пешком. Дорога от Ларцево на Игнатово - раздолбанный грейдер с обилием ям и колдобин, в мокрое время становится почти целиком непроезжей. Если вы двигаетесь пешком или на веле, то маршрут немного другой. Вам надо перебраться через Волгу, - это можно сделать автобусом или маршруткой, в таком случае следует выйти у авиазавода и подняться на насыпь, к водохранилищу. Здесь полно мест, где можно искупаться. Дальше путь лежит по насыпи. Слева у вас будет Московское море, справа - множественные гаражи с хранящимися там лодками. Все это время здесь хорошая проезжая дорога. Затем с обеих сторон дороги появится лес, а после того, как влево уйдут дощатые мостки - путь к отдаленным строениям на воде, дорога из проезжей становится прохожей. Появляется множество кровососущих насекомых, так что возьмите репеллент. Какое-то время вы будете еще по старой насыпи, а потом тропинка пойдет просто по лесу. Не бойтесь заблудиться: тропинка широка, она здесь одна такая, и вдоль нее тут и там будете видеть бутылки, пакеты от чипсов и прочий мусор, - люди здесь ходят часто. Когда выйдете из лесу, то окажетесь в поле, которое пересекает тракторная колея. Возьмите по ней чуть левее - и вскоре увидите крыши хат, а там уже и до деревни Ларцево рукой подать. Весь путь от асфальтовой дороги, где вы вышли из маршрутки, до Ларцево, растянулся на 14 километров. Ларцево - очень интересная деревня. Во-первых, тут прямо-таки кладбище старой техники. А во-вторых, по главной улице деревни тут и там накопаны небольшие пруды - прямо на улице, возле проезжей части. Купаться в такой яме противно, белье стирать - страшно. Быть может, раньше в них разводили уток и рыбку. Сейчас они выглядят просто как чахлые болотца. Пройдите этой улицей до большой дороги: направо будет на Губин Угол, а вам надо налево - на Игнатово. В газетных статьях пишут, что найти шар самому нелегко, но местные жители из Игнатово с радостью помогут. Половина этого утверждения - вранье, а вторую половину мы не проверили именно потому, что первая - вранье. Найти шар самому проще простого. От Ларцево нужно идти по раздолбанной дороге на Игнатово примерно два с половиной километра. Потом влево будет отходить хорошая наезженная дорожка, а на дереве с правой стороны висит щит, на котором написано "<-- ШАР". Идите по этой дороге - и через пять минут ходу уже увидите шар на полянке.

Так вот, шар так и пролежал тут тридцать лет, и никто его не утянул, не распилил на стройматериал. Лишь прорубили небольшой вход. Напоминаю: высота шара - 15 метров. Это высота шестиэтажного дома. И когда идешь по тропинке и видишь такую дуру ИЗ-ЗА деревьев, то оно впечатляет. Выглядит шар так:



Нужно сказать, что без Маши он выглядит скучнее.



Однако на этом кадре величина не ощущается, не так ли? Ну, так вот вам более наглядная картинка. Обратите внимание на меня в левом углу снимка:



Шар весь испещрен надписями вида "Киса и Ося здесь были", кодами "Энки" и иных игр, адресами сайтов. Внутри шара удивительная акустика. Каждый звук отражается раза четыре, а то и больше, и человеческая речь перекрывается эхом, так что почти не возможно что-либо разобрать. Вот мы записали на видео, как отражаются различные звуки:


А вот тут я свистнул через целлофановую мембрану. У самого чуть уши не заложило. Обратите внимание, как долго держится эхо после того, как я убираю ото рта целлофан:


Да ради одного только шара стоит ехать в Дубну!
Tags: автостоп, походы, чудеса
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal