Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Category:

Безграничное путешествие - Часть 3

БЕЗГРАНИЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Начало было здесь:
http://incopolis.livejournal.com/9222.html
Продолжение здесь:
http://incopolis.livejournal.com/9201.html

Часть 3

День девятый. Дождь с переменным успехом продолжался до 11 часов, так что на трассу выбрался лишь к двум дня. Грузовик на объездной сворачивал влево, пришлось несколько километров идти до Бешенковичей пешком. А вот и глухая трасса на Уллу. Я уже свыкся с глухими трассами, они стали неотъемлемой частью путешествия.Но одно знаю точно: по самой глухой дороге ездят машины, водители этих машин подвозят. Вот прошло минут пятнадцать - и "Москвич", в котором уже сидели четверо, меня забрал с солнцепёка (да-да, тучи разлетелись на все четыре стороны). Шофёр - молодой парень - совершал свою самую первую с момента получения прав поездку, поэтому ехал не спеша. Да и недалеко - всего за три километра, до поворота, куда уходит большинство редких на этой трассе машин. На прощание мать семейства предлагает мне хлеба, колбасы и водки. Хлеб у меня есть, вместо водки пользуюсь сухим спиртом, а за мясное спасибо! И снова солнце, и снова нет машин, и снова радужное настроение, вызванное неспешным созерцанием ползущего по небу солнца, колосящейся нивы и марева над асфальтом. Одна машина - мимо… Вторая машина - мимо… Третья машина - остановилась. Далее - диалог, фразы, которые за день произносишь с дюжину раз:
- Здравствуйте, можно с вами прямо?
- А куда прямо?
- Да всё равно: еду туда-то; но даже если подвезёте пару километров - буду признателен.

Да и в самом деле: какая разница, как далеко ты продвинешься вперёд. Ездить на прямых далёких машинах - это, конечно, хорошо, но на таких полупустых трассах любая машина, любой водитель - это радость. Радость езды, радость общения, радость смены обстановки. Вот и еду очень часто, сам не зная куда. Водитель спрашивает, собираюсь ли я осмотреть Полоцк. Нет, отвечаю, в программе Полоцк не значится, хочу ехать на Верхнедвинск по северной трассе Р20, а по старой уже ездил, в Полоцке бывал, много времени не хочу тратить на преодоление города. Но в Оболи мост через реку на ремонте, и водитель отговаривает меня идти в обход шесть километров, пообещав в Полоцке вывезти на нужную трассу. Вот так: никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. На Новополоцк - оживлённая дорога, стоят желающие уехать и уезжают, я тоже долго не задерживаюсь: Александр, частный предприниматель, везёт семь километров, оставляет визитку, зовёт в будущем в гости. А ещё через пять минут я уже еду до Верхнедвинска; по пути паренёк-водитель подбирает такого же автостопствующего милиционера, и мы едем дальше, правда, уже не превышая скорость: на заднем сиденье "дорожный патруль". Вот и Дрисса (старое название Верхнедвинска) - ещё один маленький уютный городок. Церковь, костёл, автостанция. Звоню Павлу Егоровичу - и он не только зовёт меня в гости, но ещё и приезжает за мной на своём синеньком "Опеле". Вот это радушие! У бывшего лесничего - двухэтажный деревянный дом среди леса, на берегу Двины. На ночь "вписываюсь" в его рабочем кабинете, допоздна читаю книги.

День десятый. После традиционного утреннего купания в Двине хозяин отвозит меня на другой берег реки. Постоянного моста нет. Павел Егорович смеётся: при царе был, в войну был, а как немцы мост сожгли, так шестьдесят лет паромом пользовались да вот пару лет назад железнодорожные войска начали понтонную переправу наводить. Но между ледоставом и наводкой мостов проходит до месяца времени, и люди вынуждены объезжать через Полоцк - а это 70 лишних километров в одну сторону! Последние подвижки - недавно у деревни Узмёны начали строить железобетонный мост, в следующем году должны сдать. Грузовик до Миор, оттуда - на Браславы. В сам город не заезжаю, а ухожу на юг по трассе Р3. Но всё же четыре километра топаю пешком к деревне Ахремовцы - прихожу на пляж озера Дрывяты. Дно сплошь заросло сапропелевыми водорослями, это оставляет неприятные впечатления. И снова на трассу. Удобную позицию занимаю у кладбища с готическими воротами и вскоре уезжаю. Шарковщина, Глубокое; здесь мне направо, на Нарочанские озёра. Недалеко от деревни Петровичи посмотрели страусиную ферму. Ходят в вольере у дороги три десятка птиц, привлекают внимание - вон сколько дальнобойщиков припарковались у обочины. Тут же продают страусиное мясо (53.000 руб/кг) и яйца (54.000 руб/шт). Посмотрели - и едем дальше. Недалеко от поворота на Поставы, куда уходил водитель, я впервые увидел… автостопщиков! Но пока драйвер затормозил, пока я до них успел дойти, эти неизвестные мне парень с девушкой уехали в кузове "каблучка". А я устремился к Мяделю. Вот и центр города, здесь мне поворачивать на Докшицы. Конечно, от Глубокого было ближе - 32 км против моих 155-и, но ведь мы не ищем лёгких путей! А где-то здесь, не то в этом доме, не то в этом, я три года назад ночевал у добрых пожилых людей. Захожу, разговорились. Вспомнили меня, накормили, предложили ещё раз остаться до утра, но ещё только 6 вечера - мне дальше ехать. Машин снова мало, часть пути иду пешком, наблюдаю огромные перепады высот у деревни Виржи и совсем в сумерках приезжаю на Докшицкую объездную. Лес есть? Есть. Спать! Завтра предстоит распрощаться с Витебской областью.

День одиннадцатый. День превратился в сумасшедшую гонку с большими и долгими остановками. До Бегомля пролетел со свистом, а потом завис на полтора часа у поворота на торфозавод в Ганцевичах. Удалось уехать на легковушке одного кавказца, вместо задних сидений в которой стояли весы и ящики с апельсинами. В Борисове ошибся с поворотом и сделал пеший крюк в километр, а когда зашёл за город, решил уж добраться и до М1, - мне дальше на Березино, за развязкой удобней стопить. Только дошёл, не успел ещё остыть на такой жаре, как уже уехал с семьёй. Березино - один из немногих беларусских городов, в которых стопить нужно в центре города, в каком бы направлении ты ни ехал. Длинный "КамАЗ", как и я, едет в Осиповичи - по изломанной траектории, мимо большого водохранилища на Свислочи. И Осиповичи насквозь пешком. Очередная машина - минивэн, закидываю на заднее сиденье рюкзак - а там лежит спальный мешок водителя. Он тоже путешественник, только всё больше на личной машине. Этому я тоже подсказал примечательные места в стране и сайты в байнете. Вот и посёлок Глуша на трассе Р43 - минимальную норму за день прошёл, но ещё светло, и мимо проносятся фуры с номерами на букву "А". Я тоже подумываю о такой: первая буква алфавита обозначает Брестскую область, а ведь моя дорога сейчас идёт на Ивацевичи. Вон парень передо мной на такой уехал, и я уеду. И вправду, уехал! Пусть не фура, а просто грузовичок, но зато дальнобойный и долгий - водителю аж в Берёзу. А по пути мы смотрели на памятники у места сталинского расстрела, у места битвы при Миловидах во время восстания Калиновского. Добрый драйвер Эдик не хочет отпускать меня в час ночи в темноте у поворота на Ивацевичи, заезжает в город и завозит на другой его конец - к выезду на Коссово. Там я отправляюсь в знакомый лесочек, а мой водитель мигает на прощанье аварийкой и скрывается в темноте. За день - 520 километров. Стандарт для магистральных трасс, сверхрекорд для моего маршрута.

День двенадцатый. Этот день, наоборот, показался мне медленным, долгим, хотя и не менее интересным. До Пружан добирался долго, да и в самом городе завис. Выяснилось, что большинство машин сворачивают сразу за Пружанами направо, - пришлось топать за поворот ещё несколько километров. Там уехал до Видомли. Стою, стою - подходит бабушка, выясняет мою автостопную сущность и начинает желать всяческих религиозных благ, при этом советуя стоять на остановке и дожидаться транспорта общественного. Нет уж, спасибо, я поеду на частном. Вот и Каменец. Удивительно, но самый лучший вид на вежу - со стороны речки Лесной: добавляется передний фон в виде деревьев, а рядом с башней просматривается церковь. Вода в речке чистая, ерши ходят косяками. Кормлю их хлебом; вдруг выясняется, что рыба совсем непуганая: сую палец в воду - подплывают поближе, чтобы разглядеть. Хоть ты кепкой на уху таскай. Но мой путь - дальше, к Польской границе. Вот и снова дорога в чистом поле, извилистая, редкие машинки ползут по ней. Высадили меня на станции Высоко-Литовск, в 4 км от города. Но я не хочу идти пешком до Высокого и потом ещё через него, а принимаюсь стопить здесь. И оказываюсь в выигрыше: пусть простоял минут сорок, зато "взял" машину до самого Бреста. Вчера я пересекал М1 пешком, вчера ночью ехал по ней с берёзовским водителем, а сегодня пришёл черёд на ней стопить. Парень, у которого сегодня сын родился, довёз до выезда (там я нарвал просто огромнейший белый налив - сколько в рюкзак влазило; потом угощал водителей), после машина до Кобрина. Ну, и какой же автостоп по М1 без дальнобойщиков? Вот уже еду. Мне недалеко: до развязки на Пружаны. Сама эта дорога до Пружан - даже не республиканского значения, но поток по ней хороший, и она отмечена жирной полоской в атласе. Справа от дороги горит трава - отзваниваюсь в МЧС. Пару км пешком до старой брестской трассы, поворот, ещё поворот. Темно уж совсем. Вот указатель куда-то налево. Куда? "Я Источник 900 м". О, источник - это хорошо! Отправляюсь в темноту. Местный с ужасом хватается за голову: "Куда ты ночью к источнику пойдёшь?", но дорогу объясняет. Без подсказки не дошёл бы: надо ещё несколько раз сворачивать. Над источником - колодец: поставили при его освящении. Вот только если раньше вода просто била ключом, то теперь, из колодца, она течёт по металлической трубе, из-за чего у ней привкус железа. Полную бутылку набрал - и в лес, засыпать под шум работающих колхозных агрегатов.

День тринадцатый. Может быть это число и впрямь повлияло на течение событий. До Пружан добрался без проблем, снова иду в конец города - мой путь как раз туда, куда вчера заворачивало большинство машин. Объяснив женщине-водителю дорогу к подруге в деревню, я свернул на Р47. Вместе с водителем в сельКБО сгрузили три холодильника, а потом у хутора Котра он свернул направо. Асфальт закончился ещё километров 10 назад, и вот сейчас я стоял на песчаной трассе. Деревья вокруг были всё равно что бетонные: от пыли листва имела серый цвет. Транспорта не наблюдалось. Ну прямо мёртвая, выжженная трасса. Минут через 30 ехал мимо трактор - и провёз меня три километра. А дальше я пошёл пешком, углубляясь в жаркий и влажный гидрологический заказник "Дикое". До речки не дошёл: в этом гидрозаказнике огромное число слепней и оводней атаковали меня, и я минут 15-20 сражался с ними при помощи атласа. В таком виде меня и застал проезжавший мимо "Мерседес". И увёз в древнее местечко Порозово. Ну а там уже асфальт, цивилизация, дорога на Польшу, вишнёвые деревья. Девушка с "ТаТу" в магнитоле ехала в Волковыск, а поскольку я не знал, где в нём выезд на Щучин, вывезла до кольца-развязки. Я ей подарил своё огромное яблоко. Первоначально в планах было заехать в Мосты, но после отказался от этой идеи: туда и заезжать сложно, и с выездом на Щучин не легче, ломаная такая траектория. А тут и прямая машина до Щучина подвернулась. После - на Острыну, Радунь. В Новом Дворе застрял надолго - пришлось искупаться в озере, только после этого уехал. А потом с меня в третий раз за всю поездку попросили денег. Произошло это так: водитель спрашивает, где меня в Радуни высадить. Я отвечаю: чем дальше, тем лучше. Водитель: "я еду дальше, только я езжу платно". Я удивился и сказал, что езжу бесплатно, но если его тяготит моё бесплатное присутствие, то пусть высадит. Он не высадил, а только сказал что-то о халявщиках. Пришлось прочесть ему лекцию о научных путешествиях автостопом, и он довёз меня до трассы М11 (направление на Лиду). Там я набрал в речке (превращённой в канал) воды и вскоре уехал в деревню Жирмуны, где в полной темноте продрался сквозь колючие заросли и ячменное поле и на краю леса поставил палатку. И снова по "крыше дома моего": кап-кап.

День четырнадцатый. Дождь шёл до пяти вечера, и я решил сегодня никуда не двигаться. Ручку я потерял вчера на "дикой" трассе - написать ничего не смогу. Прочёл газету "Мобила", что купил ещё в Бешенковичах пять дней назад. Поспал. Несколько раз, когда дождик переставал, выходил наружу. Смотрел в небо, говорил "Не верю!" и снова прятался. Под вечер насобирал дров и на минеральной воде сварил еды. В этот же вечер доел хлеб, который проехал со мной 1800 км (от Полесья Чечерского района). В эту ночь мне снились звёзды.

День пятнадцатый. Утреннее небо не предвещало ничего хорошего, но дождя не было, только ветер. И первая машина, которая провезла насквозь через 12-километровую Лиду, вселила уверенности. Эта уверенность в солнечности сегодняшнего дня воплотилась уже в Берёзовке - городе мастеров: тучи разошлись восвояси. В городе этом наблюдается миниатюрная Голландия: у знаменитого стеклозавода припарковано несколько сотен велосипедов! Оттуда уехал на грузовичке, водитель которого искал нужный колхоз и дважды ошибся с поворотами, из-за чего довёз меня аж до Новогрудской объездной. На этот раз я остаюсь на ней, через город не иду. И не зря: тут же останавливается машина, в которой едет семья. А вот и очередная неприятность: водитель спрашивает, есть ли у меня хоть сколько-нибудь денег. Я врать не стал, ответил, что есть, но они мне на жизнеобеспечение необходимы, а передвигаюсь я исключительно автостопом; водитель согласился и на бесплатный извоз. Семья оказалась добрейшая, я её потчевал дорожными байками, а они меня за это провезли через Барановичи и доставили в Ляховичи. Ляховичский и Клецкий районы - средоточие ветряных мельниц, вот и по трассе одна попалась. Фермер сворачивает за три километра от Клецка, и до города я иду босиком по залитому водой лугу. Помимо обычной травы, ступни нередко ощущают крапиву и колючки. В Клецке проживает мой заочный знакомый Андрей, который планировал часть маршрута моего проехать со мной в паре, да что-то не срослось, и он просто звал в гости. Звоню: Андрей сейчас в Минске, возвращается с водного похода. Что ж, еду в Несвиж - там сейчас друзья из Академии Искусств на практике. Несвиж… Телефонный звонок… Ребята с практики разъехались в пятницу… Две неудачи в такой солнечный день. Что ж, раз такое дело, то поеду на Вилейское водохранилище - там моя другая бабушка живёт. Согласно маршрутному листу, это ещё 200 километров, при том что две стони за сегодня уже проехал. Выхожу за город, еду. Вот две интересные деревни на трассе: Старое Новоселье и Новое Новоселье! Тут меня высаживают, на противоположной стороне дороги гаишники останавливают машины. За моей спиной разражается семейная сцена, за которой наблюдают как милиционеры (не вмешиваются), так и детишки, которые изначально сели у обочины, чтобы поглазеть на автостопщика. Подъезжает фургон "Продукты", у которого на борту написано "Столбцы", и мы едем. Но водитель заканчивает свой путь в Новом Свержене, за 5 км от города. В этой деревне я бывал не раз: помимо того, что тут замечательная архитектура, помимо того, что именно эту деревню Якуб Колас описывал в трилогии "На ростанях" как Панямонь, тут живёт моя хорошая подруга Катя, с которой вместе поступали в БГУ. Звонок… "аппарат абонента выключен…" Ладно, - думаю, - зайду лично, нанесу визит вежливости родителям. Однако и сама Катя оказывается дома (телефон просто разрядился), а заодно и одиннадцать живущих тут кошек вместе со своим потомством. Планы по достижению Вилейского водохранилища отменяются. Снова ночь под жёсткой крышей.

День шестнадцатый. Ранним утром пешком до Столбцов, оттуда в кузове Вахтовки до Деревной, а потом и до Ивенца. Церковь и костёл в центре (через пару недель после моего проезда тут откопали колокола, спрятанные в войну), а мне на край. По пути с полчаса сижу на бесхозном вишнёвом дереве и наедаюсь до отвала. Самосвал - до Воложина (Несвижские дорстроевцы ремонтируют Воложинские дороги!), с проездом по городу и аж почти до Виленской трассы М7. Там трижды менял позицию - то поворот неудобный, то подъём, то солнце жаркое - тенёк искал. Зато подобравший меня там грузовик едет на Нарочь и провозит насквозь через Молодечно. В деревне Литва - натянутая над землёй на высоте трёх метров сетка. Похоже на гигантскую антенну, но это всего лишь хмелевой завод - верёвки натянуты, чтоб растения за них хватались. Вилейка! Пешком - по улице Стахановской. На ней, как я помню, 365 домов… Длиннющая улица километра в четыре или в пять. Раз машина - до полпути. Два машина - до самой деревни. Но перед тем как идти домой - окунуться в водохранилище. Вода… жаркая! Чтобы охладиться, приходится нырять на глубину. И - домой! К вечеру небо снова заволокло, пошёл затяжной дождь. А я устроился на ночлег на чердаке сарая: под стук капель по крыше спится лучше.

День семнадцатый. Целый день дождь. К счастью, в большом доме можно найти много разнообразных дел, так что я обложился книжками, картами и фруктами. Какой бы завтра ни была погода, я поеду: предстоит завершить своё Безграничное Путешествие.
День восемнадцатый. К утру дождь перестал, тучи стали расходиться. А я вышел на трассу и вскоре уехал на Зембин. Там оказалось множество людей, которые хотели уехать в Плещеницы, Борисов, Бегомль. В моём направлении никто не стопил, поэтому я довольно быстро достиг успеха в автостопе. Логойск - тут я проходил свою первую практику. Захожу в знакомое здание… а редакция переехала. Разыскал, поговорил с бывшими сотрудниками. А оттуда уже и до дороги недалеко. Вот только машины все сворачивают, до меня не доезжая. Но если существуют дороги - значит, по ним ездят люди. А раз ездят люди - можно ездить с ними. И я уехал. А в Смолевичах парень на "Москвиче" так проникся моими путешествиями, что решил в будущем году съездить в Монголию, но при одном условии: я буду штурманом, а он - гонщиком. Он довёз меня до самого дома, мы обменялись телефонами - и я вошёл в свой подъезд.

Ну и всё.
Угадайте, что я сделал в первую очередь, когда снял с плеч рюкзак? Сдаётесь? Достал карту и нарисовал новый маршрут по Беларуси на три тысячи километров!

Подведение итогов здесь:
http://incopolis.livejournal.com/8592.html
Tags: Беларусь, автостоп, машинки, походы, трассы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments