Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Categories:

Безграничное путешествие - Часть 2

БЕЗГРАНИЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Начало было здесь:
http://incopolis.livejournal.com/9222.html

Часть 2

День третий. Несмотря на 9 утра, солнце уже неслабо припекает. От деревни ушёл на пару километров: хоть всё равно уеду автостопом, полезно пройтись пешком. Вот и иду. Рубашка, которую мочил утром в колонке, уже высохла, поэтому периодически "купаю" её в оставшихся от ночного дождя лужах. А вот и транспорт - лошадь, запряжённая в телегу; сбоку бежит жеребчик. В подводе сидят человек шесть - лесничие, едут пару километров до делянки. Среди них Коля - парень, что отвозил меня в том году на мотоцикле к "уехавшей" церкви. И вот снова трасса, могучий сосняк по бокам.Вот только плакатики, говорящие о запрете сбора грибов и ягод в этой радиоактивной зоне, портят впечатление о лесе. А вот и транспорт, который вывезет меня на Большую Дорогу - грузовик. Останавливается очень далеко от меня, так что я поначалу сомневаюсь в том, что это он подобрать стопщика хочет. Но привередничать некогда: бегу. Оказывается, водитель всё же ради меня затормозил. Впрочем, слово "затормозил" - это преувеличение, даже гротеск: тормоза у машины неисправны, приходится тормозить двигателем, а с прохождением поворотов вообще беда. Высаживает меня невдалеке от Глушкевичей, а сам сворачивает. На следующей легковушке добираюсь до большой деревни Милашевичи, а вот там траффик пропадает. Сначала рассматриваю настенные и наасфальтовые граффити: каждый выпуск школы оставляет послание потомкам. Потом вспоминаю хорошую традицию: если не стопится (или машин нет) - стоит искупаться. Продираюсь сквозь лес - иду к Уборти. Вот и она: широкая, вода красная. Мост и пляжик. Покуда я плаваю, подъезжает машина, из которой выходят водитель, ребёнок и две женщины в строгих костюмах, в руках они держат что-то большое и круглое, - с далёкого расстояния трудно разобрать. Ставят это круглое у кромки воды - как раз в том месте, где я заходил - и уезжают. Выхожу на берег - траурный венок! Так, хватит с меня таких купаний. На трассу - и тут же уезжаю. Большая семья едет в Мозырь. Куча детишек, все шумят, ругаются друг на друга. Чтобы как-то их успокоить, отдаю им все имеющиеся у меня конфеты. Не помогает. А вот и мой поворот - на Ельск. Опять идеальная трасса: солнце, пусто, тихо. Ого, снова жарко; нахожу тенёк от дерева и сижу на рюкзаке. А вот и первая машинка - маленький "Опель" с приветливым водителем. Павел Егорович раньше работал в лесничестве, а теперь сотрудничает с нидерландской фирмой и постоянно в разъездах; с визитами в лесничества посетил почти все райцентры Беларуси. Заехав в таковое и в Ельске, Павел Егорович провёз меня через Наровлю и Мозырь. Про красоты Мозыря сказано предостаточно, я же скажу, что мне понравилось больше всего. В 15 километрах на юг от города находится нефтеперерабатывающий завод. Между ними, конечно, есть автодорога, но большинство рабочих ездят на… трамвае! Вдоль автотрассы - остановки (у поворотов на деревни), сидят в ожидании пассажиры. Чуть ли не марсианский пейзаж: по пшеничному полю катит трамвайчик! При расставании подвёзший меня добрый человек пригласил в гости к себе в Верхнедвинск. А вот и первое зависание - полтора часа на трассе. Может, мне просто не слишком хотелось уехать? Солнце, яблочное дерево, вишнёвое дерево. Но всё-таки надо двигаться, и вот в грузовике бывшего автобусного водителя-международника я еду к Хойникам. Вот поворот на деревню Глинище - там родился Иван Мележ, автор знаменитых "Людей на болоте". Но мы едем вперёд, солнце склоняется всё больше, а хочется за сегодня ещё много проехать. Город решаю проходить по объездной - вроде тут поток должен быть больше. Однако за те шесть километров, что я прошёл пешком, мимо проехало всего пара машин. Ну да ладно, вот уже и кольцо-развязка: здесь и выезд из города, и трасса с Мозыря, и дорога из Речицы. Поток увеличивается, и уже через 10 минут я еду к Брагину. Там выхожу и опять по объездной направляюсь к выезду из города, а заодно подальше от пограничника, который проверяет пропуска у поворота на Комарин. Совсем стемнело, я цепляю СОПы (свето-отражающие полосы) и продолжаю процесс автостопа. За пару машинок выбираюсь на трассу, и тут поток совсем исчезает. И неудивительно: ночь на дворе, кому это надо в Лоев ехать? Однако когда я, поставив в лесу палатку, залез в спальник, чуть ли не каждые 10 минут мимо меня начали проезжать машины. Ну и ладно: завтра доеду куда надо.

Дни четвёртый и пятый. Ну конечно, доеду! Вот два гомельских связиста тянут линию из Брагина в Лоев, и хоть в их кабине не было свободного места, потеснились и подсадили меня к себе. Лоев - маленький уютный городской посёлок, стоящий на высоком берегу Днепра чуть ниже впадения в него Сожа. В двух шагах от главной площади - пляж, но народу, несмотря на жаркую погоду, очень мало, а в воде вообще никого. Что ж, стану первым. На том берегу - Украина, но доплыть туда нелегко: широко и течение сильное; так что возвращаюсь обратно. Тут же, на берегу - музей форсирования Днепра, выставлено полтора десятка единиц военной техники. А вот уже и край города, трасса Р32. Поток машин слабый, но душевный: вон даже мотоциклист подобрал человека, у которого сломался велосипед. Люди - на сиденье, конь (двухколёсный) - в коляске. Вскорости и я уезжаю - к Речице, там живёт бабушка. Город расположен в 7 километрах от трассы Кобрин-Гомель, и это обстоятельство представляет некоторую проблему выбора: идти или стоять? Было бы три километра - однозначно идти, было бы 10 - однозначно стопить. А тут то ли идти, то ли стоять, то ли и вовсе идти и попутно ловить машины. Всё же решаю стоять. И не зря: подобравший меня человек не знал, куда ему свозить семью на отдых, чтоб посмотреть беларусские достопримечательности. Набросал ему списочек, оставил несколько адресов сайтов. Городской автобус, дом на окраине, вишнёвое дерево. Первая тысяча километров пройдена. До завтра - отдых. На следующий день после обеда выбираюсь на М10 и приезжаю в Гомель. В обязательной программе - купание в Соже. Тут людей много, весь берег в загорающих и купающихся. Особую радость доставляет курсирующий теплоходик - он нагоняет волны, на них приятно покачиваться. И - спать: завтра в радиационную зону.

День шестой. С утра слушаю прогноз погоды: по Гомельской области 20-22, ясно. Выглядываю в окно: ничего не ясно. Сюрреалистичные тучи, похоже, будет дождь. Не успел ещё выехать на позицию - и полило. С час отсиживаюсь на остановке, со мной заговаривает парень. Юра, из Ветки, приглашает к себе в гости, если вдруг я зависну у его города. Но я намерен за сегодняшний день добраться до Краснополья и зависать нигде не собираюсь. Вот дождь закончился, и вскоре я уже еду на Ветку. "Автостанции, как я понял, ты не уважаешь", - сказал водитель и вывез за город. Оттуда вскорости уезжаю до поворота на Столбун, и вот поток машин почти исчезает. Принимаю решение идти пешком 4 километра до Светиловичей - вдруг оттуда машины станут ехать на Чечерск. Умываюсь в Беседи, захожу за деревню и сажусь на рюкзак: машин нет совсем, снова собирается на дождь. Так проходит достаточно много времени, я уж и колосков пшеничных пособирал, пожевал зёрна, и яблоки поел, и песни попел. Вот, наконец, семейная пара увозит меня к Чечерску, а потом ещё два рыбака подбрасывают до дороги на Краснополье. Рассказывали, как в прошлом году они на большущем плоту (пять палаток на нём стояло!) сплавлялись из Чечерска в Гомель. Мелкий длинный дождь. Машин нет. Остановки нет. Беседка в сотне метров от трассы. Иду туда, хотя таким образом лишаю себя возможности застопить проезжающие машины: они выныривают из-за поворота, и я просто не успею добежать. Ложусь и пытаюсь поспать. Часа через полтора, когда дождь чуть поутих, выбираюсь на дорогу. Машин всё так же нет, и я иду вперёд: через километра четыре по трассе деревня - там должна быть остановка. Пока иду, вместо затяжного дождика пошёл затяжной ливень. И хоть есть в рюкзаке целлофановый дождевик, не спешу его надевать: в таком виде не особо подбирают. А плотная фланелевая рубашка ещё не скоро насквозь промокнет. Вот и деревня, вот и остановка. Но… тут наблюдается стандартная ситуация (которая будет меня сопровождать до конца поездки): из двух остановочных пунктов (направления "туда" и "обратно") навес есть только у одного, и обязательно у того, что с левой стороны дороги. Это снова неудобно: завидев машину, придётся перебегать дорогу. Из-за деревьев дорогу не видно, из-за шума дождя - и не слышно; пропускаю несколько очень ценных машин. Но вот, вроде, тучи расходятся. И правда: вон "плывёт" кусок яркого синего неба, вот он становится больше, вот уже совсем огромный. А вот и чудо: над моей головой во все стороны на большое расстояние простирается синее небо, а дождь по-прежнему капает; так продолжается ещё минут 10. Солнце уже на закате, автостопная удача от меня отвернулась, и я иду снова вперёд - искать остановку по правую сторону трассы. Через пару километров нахожу в лесу справа место для отдыха. За следующие два часа мимо проезжает всего три машины, и я отправляюсь разбивать палатку. Настроение не из лучших, но я твёрдо уверен, что завтра everything gonna be alright. Во-первых, завтра будет солнечно. Во-вторых, завтра я встану рано и тут же выйду на трассу: для готовки завтрака нету воды. В-третьих, должен сработать закон больших чисел, и хоть одна машина из нескольких меня да подвезёт. В-четвёртых, если сначала везения нету, - значит, потом будет всё хорошо.

День седьмой. В самом деле: самая первая машина меня подбирает и везёт в деревню Полесье. По меркам вчерашнего дня, это очень большое расстояние: целых 25 километров. Водитель меня предупреждает, что Полесье - последний оплот цивилизации на пути до Краснополья: дальше деревни отселённые. Да и тут таких хватает: по заросшим асфальтовым ответвлениям и группам яблонь узнаются бывшие сёла. А вот тут, в полуверсте справа, - Россия. В двух километрах после Полесья асфальт вдруг закончился и возобновился только в Могилёвской области, а потом снова прервался. Ещё машина подвезла… Теперь мне точно ничто не помешает добраться до Краснополья к 4 часам дня: пешком пойду - дойду. А пока что - речка. А после - ягодные деревья. Особо есть не хочется, но вот что-нибудь пожевать, наполнить кислинкой рот, чтоб пить не сильно хотелось, - это нужно. И снова машина - в такой глуши они здесь редкие, но, в отличие от вчерашнего дня, подбирают. Краснополье! Сто пятьдесят километров ехал полтора световых дня! Антирекорд, однако. Телефонный звонок - и в гости к старым знакомым. Просушить палатку, отдохнуть, почитать. За несколько дней пути успеваешь совершенно соскучиться по книгам. Под руку попались гайдаровские "Чук и Гек" - проглотил мигом. Потом газеты. Потом фотографии. Потом снова разговоры. Упаковка рюкзака - и ранний отбой: завтра понедельник, и хозяевам в семь утра на работу.

День восьмой. Меня убеждали, что на центральной площади постоянно голосуют люди, которым надо уехать в Костюковичи или Хотимск. Может, так оно и есть, но в это понедельничное утро никто никуда ехать не собирался, даже люди на своих машинах. Поток существовал только в обратном направлении. Но вот и первые машины в мою сторону, и я еду. В Костюковичах замечаю отходящий от остановки автобус на Хотимск и решаю поиграть с ним в гонки. Два раза за дорогу я его обгонял, и дважды он снова вырывался вперёд. А когда я снова спустился к маленькой речушке, бусик уехал окончательно. Я тоже вскоре прибыл в городской посёлок Хотимск, известный тем, что это самый первый райцентр Беларуси, освобождённый в войну от фашистов. Отсутствие машин в обе стороны на дороге Хотимск-Климовичи не предвещало хорошего, но я успокоил себя тем, что это - одна из всего двух идущих к Хотимску трасс; по одной я приехал, по другой собрался уехать. Это удалось на первой же машине. В "Москвиче" - бывший милиционер, сейчас занимается постройкой бревенчатых домов, изготовлением деревянной мебели и прочей домашней утвари. По пути осмотрели достопримечательность: среди высаженных у дороги белых берёзок две - чёрные, карельские. Каким ветром их сюда занесло? Дорога из Климовичей на Кричев частью проходит по "Катерининскому тракту" Р43 (Ивацевичи-Бобруйск-Кричев-Звенчатка и далее на Рославль и Москву), так что тут снова встречаю дальнобойщиков. Кричев - длинный город, состоящий из двух частей; пока пройдёшь его насквозь - часа полтора пролетят. К счастью, в центре имеется прекрасное озеро, в коем я и смываю с себя усталость. Выхожу на трассу. Машин немного, но мне с утра едется хорошо, и я хочу в таком же темпе добраться сегодня до Орши. Несколько машин, заброшенная деревня у трассы (почему-то с новым указателем) - и вот со мной уже разговаривает гаишник на Мстиславльской объездной. Поинтересовался целью поездки, её маршрутом, спросил, бывал ли я в Пустынках и пожелал счастливого пути. Он таковым и оказался: вскоре меня подобрал парень на "Ауди", и мы быстро поехали вперёд. Вот и Горки, славящиеся своей сельскохозяйственной академией. Едем не по объездной, а через город, осматриваем учебные корпуса. Заведение тутошнее весьма престижно, о чём свидетельствуют встреченные в городе молодые чернокожие студенты. Временно прощаюсь с Могилёвской областью и въезжаем в Витебскую. Водитель едет на железнодорожный вокзал, и мне это на руку: идти до выезда на Лепель недолго. Время около восьми, ещё светло и стоит ехать, поэтому на вписку к Мише в Барань не иду, а начинаю стопить. Вот москвич заблудился и спросил дорогу на "олимпийку", я предложил лично показать, и он меня подобрал. Ух, 15 месяцев назад я стоял в этом же самом месте - тогда мы, семеро автостопщиков, поехали с "Эльбы" осматривать знаменитые Смоляны. Пятнадцать минут - и я еду с парнем из Новолукомля. "Приезжай, - говорит, - к нам на озеро Лукомское. Там, почитай, вся столица отдыхает". Пообещав заехать в другой раз, я выхожу у поворота на Сенно, и там меня подбирает боец МЧС. Привозит в Сенно и даже вывозит за город, на трассу. Солнце уже село, но ещё светло, а тут и озеро Богдановское под боком. У местного велосипедиста спрашиваю, где тут лучше всего купаться, и отправляюсь к указанному месту. Дно очень пологое - за полсотню метров от берега отошёл, а пока что только по пояс. Уже на берегу поступает звонок: отец предупреждает, что по радио передали о надвигающейся из Москвы в мою сторону грозе. Я ухмыляюсь: на небе огромные, многоэтажные, гротескные облака, которые не дают никаких поводов для беспокойства. Прошёл деревню Красная Лука и направился к лесочку. А тут из-за кустов послышалось чавканье. Интересно, думаю, чего это лошадей в такую позднюю пору ещё не увели домой. Кустики закончились, и я увидел… двух диких кабанов, что вглядывались в мою сторону. К счастью, ветер тоже дул в мою сторону, поэтому они меня не увидели и не учуяли и отправились пастись дальше. Я же схватился за топорик (за всю поездку это был единственный случай, когда он мог понадобиться) и со скоростью 8 км/ч пошёл подальше. Забрался в лес у дороги, расставил палатку, рядом со спальником топорик положил. И заснул. В четыре ночи проснулся от шума: шёл ливень.

Окончание тут:
http://incopolis.livejournal.com/8842.html
Подведение итогов тут:
http://incopolis.livejournal.com/8592.html

Tags: Беларусь, автостоп, машинки, походы, трассы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments