Алекс (incopolis) wrote,
Алекс
incopolis

Безграничное путешествие - Часть 1

БЕЗГРАНИЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Да неинтересно так! Почему каждый раз с приходом тёпло-жаркой поры года в умы наших граждан забираются одни и те же мысли?! К примеру, рассмотрим, какие настроения блуждают в головах самоходных (диких, неорганизованных, противопутёвочных, визоотвергающих) туристов. Сначала вы ведем необходимые условия проведения отдыха, а потом синтезируем подходящие результаты. Вот что получаем:
1. Хочу: солнце и море - - - - - ехать: в Крым / Сочи
2. Хочу: солнце и горы - - - - - ехать: в Крым / в Карпаты
3. Хочу: горы и таёжные леса - - - - ехать: на Алтай
4. Хочу: море и таёжные леса - - - - ехать: на Байкал
5. Хочу: красивые города недалеко и недорого - ехать: В Киев / Питер

Теперь немножко подумаем над этим списком и подкорректируем. Так, Карпаты - горы высокие, снежные, добираться не то чтобы совсем просто. И моря нет! А вот Крым - там и море, и доехать до гор на троллейбусе можно, и со снарягой ходить не обязательно, и пещеры впридачу есть, и много чего ещё. Решено: Карпаты отпадают. Насчёт гор и тайги: смотрит турист на карту, видит, где расположен Алтай и где Байкал, понимает, что автостопом не меньше недели ехать, и раздумывает. В конце концов, Байкал - не море, а озеро, а озёра и леса есть в Карелии, а Карелия не так уж далеко от Петербурга. После упрощения получаем такие варианты: а) Питер - Карелия; б) Киев - Крым. А если ещё больше упростить, видим следующее: а) Россия; б) Украина.

А ГДЕ БЕЛАРУСЬ? Неужели наша страна ну совсем никак не вяжется с понятием "летний отдых"? Почему собирающиеся в отпуск люди совсем забывают про эту страну? У нас нету моря? Нету. Зато есть тысячи озёр, среди которых такие, что и от моря не отличишь. У нас нету солнца? Вздор! Температура в 35 градусов в разгар беларусского лета - не редкость. У нас нет гор? Ну да, нет - в том понимании, которое мы вкладываем в понятие "горы" - чтобы на сотни метров ввысь торчала скальная порода, спускался водопадик, а за городом виднелись остроконечные пики, прячущиеся в облаках. Но у нас предостаточно другого рода гор (например, Свенцянская гряда), где открывающийся вид ни в чём не уступит крымскому.

Накрутив в прошлом году десятки тысяч автостопных километров по России, Украине и Молдове, я понял, что пора, наконец, познать и свою страну. И хоть на карте Беларуси мною было закрашено много дорог, по которым я ездил, и городов, которые посетил, всё равно неизвестного оставалось много больше. Взял атлас, ручку, накидал маршрут, вычертил на карте и начал призывать друзей к сотрудничеству. Упор делал на то, что даже мэтры беларусского автостопа теряются в понятиях, не могут по памяти предложить действенный маршрут из пункта А в пункт Б и вряд ли смогут толково играть в города, используя только беларусскую топонимику. В воззвании, которое было вывешено на тематических сайтах, рассылалось по электронной почте и четыре дня висело на дереве во время автостопного слёта "Беларусская Эльба", были такие строки: "Колькі тысяч кіламетраў мы наездзілі па дарогах Расеі, Украіны, Малдовы, Грузіі, іншых краін? На памяць можам пераказаць усе населеныя пункты на шляху з Львова да Уладзівастока і ад Баку да Мурманска, параіць розныя развязкі ды пазіцыі. Кожны раз нас цягне куды-небудзь далей, за мяжу, на поўдзень да мора ці ў горы, у цывілізаваную Еўропу ды забітую Азію. А што мы ведаем пра сваю ўласную краіну? Ці можам без карты прапанаваць дзейсны маршрут з Ліды да Браслава ці з Бярэсця да Гродна? Ці ведаем хоць, колькі на Беларусі гарадоў ды паветаў? Ці можам назваць 15-16 буйнейшых гарадоў? Ці ведаем, дзе пачынаюцца Свіслач, Нёман, Бярэзіна? Ці здолеем дакладна сказаць, у якой з абласцей - Гомельскай ці Берасцейскай - знаходзіцца Тураўскі раён? Ці можам паказаць глыбейшае возера? Ці растлумачым, як праходзіў шлях з варагаў у грэкі? ШТО МЫ ЎВОГУЛЕ ВЕДАЕМ ПРА СВАЮ БЕЛАРУСЬ?! І колькі ўжо можна ездзіць па адной толькі М1?" Сочувствующих было много. Желающих присоединиться - пальцев двух рук хватит перечислить. В итоге, наблюдая, как жарким летом друзья разъезжаются в Крым, на Байкал и некоторые страны Западной Европы, понял, что покорять Беларусь придётся в одиночку. Маршрут к тому времени был окончательно скорректирован: он должен был пройти по шести десяткам автотрасс республиканского значения, через 72 района, с посещением шестидесяти райцентров. Общая протяжённость поездки должна была составить примерно 3650 километров, а по причине того, что государственная граница Беларуси тянется на 3538 км, проект получил название "Безграничное путешествие". Часто автостопщики ездят только по магистральным дорогам нашей страны, что ведут в областные центры или за границу. Я же ставил целью изучить локальные трассы ("Построим автостоп на отдельно взятой трассе!"), показать, что и там водители подбирают подорожных людей, и что происходит это даже чаще и охотнее, чем на хайвэях. Кроме того, я люблю постоянно "открывать" новые дороги, по которым ещё не ездил, ничего не видел. Поэтому, например, трасса Брест-Москва в маршруте значилась лишь пару раз - да и то по вынужденной необходимости: чтобы по ней добраться до ещё неизведанных дорог.

И вот на календаре уже 17 июля, понедельник. Упакованный рюкзак - за спиной, маршрутный лист - в карман
е, автостопное настроение на две недели - в груди. Станция метро "Каменная горка", удобная позиция на Гродненской трассе. Вытягиваю руку над дорогой - и Путешествие начинается.

Вашему вниманию - выдержки из дневника.

День первый. Процесс автостопа поначалу сопровождался неприятностями: сперва два водителя потребовали денег, потом подошли двое мужчин и в нарушение всякой автостопной этики стали сразу за моей спиной и начали махать машинам, чем мне изрядно мешали. Пришлось уйти от них за кольцевую, откуда довольно быстро удалось уехать. Часто это бывает очень важно: не уехать на прямой далёкой машине, а просто сняться с места и перенестись на такую позицию, где народу будет поменьше, отношение - доброжелательней, солнце ярче и трава зеленее. Первый же водитель проникается отведённой ему ролью (Самый Первый Водитель, Подвёзший Автостопщика По Его Большому Пути) и долго желает всяческих благ. Я же оказываюсь на развилке трасс М6 (на Гродно) и М7 (на Вильнюс) и иду навстречу приключениям. Вот он, классический автостоп, запечатлённый в американских фильмах: пустынное шоссе, марево над асфальтом, степь да степь кругом. Только аисты над головой совсем не американские. Усаживаюсь на рюкзак и начинаю ждать. Чем меньше поток машин - тем больше шанс уехать. Когда стоишь на магистральной трассе, где за минуту проносится десятка три машин, водители едут в заданном темпе и не спешат тормозить, завидев автостопщика. Срабатывает какая-то "успокаивалка": за мной ещё много машин, кто-нибудь да подберёт. На пустой трассе такой подстраховки нет, и тебя спешат усадить в свою кабину. Так что долго не сижу, а вот уже еду вперёд, к Западной Березине и дальше, к знаменитым Гольшанам. Поворот, развилка, счастливого пути, пару минут пешком, ожидание, рука над дорогой, снова ожидание, снова ожидание, кабина грузовика, плывущие пейзажи. При разработке поездки основной целью ставилось проехать по трассам, а посещение городов - дело второе. Если получается - осматриваю город, а если машина едет дальше - довольствуюсь видом из окна. Впрочем, маршрут был составлен настолько криволинейно, что прямая машина из пункта А в пункт С с проездом через пункт В - явление почти невероятное. Однако вот дальнобойщик с цистерной и оранжевой табличкой на капоте (таким запрещено брать пассажиров) везёт меня от монастырского комплекса в Борунах через Гольшаны, Юратишки и Ивье и высаживает у поворота на Новогрудок, а сам уезжает в Лиду. Я же отправляюсь вперёд - через пару километров Нёман. Вода приятно холодна, это взбадривает и я даже окунаю в ней рубашку и кепку - не так жарко будет стоять на трассе. Вот и Новогрудок. Замок, гора Мицкевича - всем известные достопримечательности. Но я решаю не тратить на осмотр много времени, полчаса - и вот я иду на край города. Общественный транспорт - не про нас. Пешком и увидишь больше, и людям интереснее тебя наблюдать будет, и… уедешь быстрее! Вот иду я себе не спеша, иду, а тут сама по себе тормозит машина и предлагает проехаться. "Вижу: турист. Ну, как не подобрать" - так говорит мой водитель, дизайнер и художник. И снова я за городом, и снова облака над головой, и снова на тихой трассе мало машин, и снова я скоро уезжаю. Машина до Слонима с водителем-экскурсоводом: "Здесь королевский канал, здесь новая церковь, здесь милиция, а здесь мне сворачивать, а тебе дальше. А, ну ладно, завезу тебя в Жировицы - ведь я учился там". В советское время в монастырских стенах была, как говорят, "парнокопытная академия", - вот тут учебка, там инвентарная, там общежитие. Наконец расстаёмся. Снова пустынная трасса. Мне такие нравятся: можно посидеть на рюкзаке, можно полежать, можно сходить за яблоками, можно сходить искупаться. Вот москвич на богато отделанной "Волге" - везёт меня по старой Брестской трассы до Ивацевичей. Тут я ухожу на юго-восток - на Пинск. Смеркается. На трассе стоит солдат, голосует. Пару часов уже стоит - никто не берёт. Захожу за него метров на 30, и тут же он ловит машину, садится, а заодно забирает меня. Конечный пункт - деревня Святая Воля. На сегодня автостоп заканчивается, и я отправляюсь к лесочку - разбивать палатку. День прошёл успешно, а впереди ещё столько интересного!

День второй. Подъём, овсяная каша на костре, горячее какао и малина. Весь мой маршрут - 3650 километров, и по меркам магистральных автотрасс это примерно неделя езды в нормальном темпе: днём едешь, ночью спишь. Но я еду отнюдь не по хайвеям, так что предположил, что тут мне понадобится вдвое больше времени. За вчерашний день я преодолел 370 км - значит, иду даже с некоторым опережением графика. Впрочем, "график" - слово неуместное. Я ведь не спешу, еду в своё удовольствие, не привязан ни к каким рамкам, расписаниям, графикам. Так что лозунгом всей поездки становится один из основных автостопных принципов: не важно, везут тебя вперёд на милю или на сто, главное - ты едешь. Однако и жутко тормозиться в пути не хочется, всё же я стопщик с большим стажем, и при непрерывной езде проходить за сутки по "прочим дорогам республиканского значения" меньше 200 км - несолидно. Хватит рассуждений, пора ехать! На трассу! Водитель грузовика спрашивает у меня, знаю ли я, где тут в городе "ПинскДрев". Нет, не знаю. Перехожу мост через Пину. Она широка: тут происходит её слияние с Припятью, и, что удивительно, через пару километров две речки РАСХОДЯТСЯ, Пина впадает в Ясельду, а та уже - в Припять! Вот оно, Полесье. Мощные реки, поля и леса. Меньше населённых пунктов, тише трасса. Маленький вытянутый Столин с булыжниковой дорогой, проложенной ещё при поляках. Давид-Городок с памятником основателю. Деревня Ольшаны - мегаполис на этой трассе. Все торгуют; 90 процентов жителей торгуют огурцами, ещё 10 - капустой, и в каждом дворе - вишни, которые тоже продают. Машины с номерными знаками всех областей Беларуси, а также с Украины и из России. Деревня длиннющая, пока пройдёшь насквозь - вечер настанет. Подъехал на телеге: дальнобойщики здесь каждый день, а вот туристы - редкость, с ними заговаривают, помогают. Первый дождик. Пограничье двух областей. А ну-ка, читатели, а вы знаете, в какой из областей находится Туровский район? Только в атлас не заглядывать! Что, не вспоминается? Ну так знайте: Туровского района не существует. Расформирован в шестидесятых, Туров отошёл к Житковичскому, а статус города получил пару лет назад. Этот город удивил одним небоскрёбом (в 4 этажа), с которым по высоте может поспорить каланча местной пожарной части. Прохожу городок насквозь. Вроде и небольшой, а всё равно достаточно времени требуется, чтобы выйти на край поселения, к перечёркнутой табличке с названием. Вообще, уже за эти неполные два дня успела выработаться странная тенденция: сначала стою минут 15-20-30, ловлю машину. Потом примерно столько же еду (перегоны между городами на моём пути небольшие: 30-60 км), а потом надо ещё с полчаса, а то и час приходится идти в поисках удобной позиции. Вот ещё 10 минут в самосвале - и я стою на кольце: слева - Житковичи, справа - Лельчицы. А вот и грузовики, что едут к знаменитому карьеру в Глушкевичах. О, да ведь в 15 км от деревни Букча - деревня Дзержинск, а там - Юлия Владимировна Агеева, что так радушно принимала меня у себя в гостях в прошлом году. Тогда я ездил на поиски несуществующей церкви в урочище Храпунь (церковь перевезли ещё в 61-ом, деревни выселили, через речку построили мост, - а на картах до сих пор церковку рисуют и сокращение "бр" - брод). Проезжаем по заболоченному лесу с множеством деревянных мостиков, что с трассы уходят в чащу, вот уже и Букча. Эх, 15 километров - пустяк. И пусть машины почти не ездят (проехало всего две: одна заполненная, другая - бензовоз, которому запрещено возить пассажиров), зато после часа ходьбы автостоп всё-таки доказал своё существование, и микроавтобусик привёз меня в деревню. Пограничного поста уже нету (перевели поближе к границе), и я свободно иду к знакомому дому. Меня, конечно, помнят; более того, говорят, что статья про их места, вышедшая в "Отдыхе" осенью, пользовалась огромнейшим успехом. Поделились свежими новостями: в этом году их деревня получит статус городского посёлка, а в Глушкевичи наконец-то начнут вести железную дорогу из Мозыря. Так что через пару лет в Лельчицы и далее можно будет приехать на поезде. Ночь - спать; режим нарушать нельзя: в 7 утра подъём, в 9 выход на трассу.

Продолжение здесь:
http://incopolis.livejournal.com/9201.html
Окончание тут:
http://incopolis.livejournal.com/8842.html
Подведение итогов тут:
http://incopolis.livejournal.com/8592.html
Tags: Беларусь, автостоп, машинки, походы, трассы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments