?

Log in

No account? Create an account
8 янв, 2011 @ 23:04 Автомобили в литературе. Решаем загадку.
Люблю такие вещи в книгах!

Ричард Старк (Дональд Уэстлейк), "Банк, который булькнул".

- Ролло - парень что надо, стоит лишь узнать его получше.
- Ясное дело.
- Оказывается, у него "Сааб".
Дортмундер был знаком с Ролло уже бог знает сколько лет, но никогда не интересовался, какая у него машина.
- Да что ты говоришь? - с притворным удивлением спросил он.
- Раньше у него был "Боргвард", но он его продал, потому что их перестали выпускать, и стало трудно доставать запчасти.
- Это что ещё за тачка такая? - удивился Келп.
- "Боргвард". Немецкая. Их выпускала та же компания, что и рефрижераторы "Нордж".
- Ничего подобного, они американские.
- Рефрижераторы - да, а машины - немецкие.


Ричард Старк неоднократно упоминает в своих книгах названия и модели машин; порой указывает, каким они подверглись переделкам. Почему-то бандиты в его книгах предпочитали машины производства АМС, историю которой я описывал тут:
http://incopolis.livejournal.com/71862.html

Интересно, какой именно "СААБ" и "Боргвард" были у героя в описанном диалоге?

Если не ковырять интернет и не пытаться выяснить, в каком году вышел роман, то будем мыслить так. В этой же книге упоминается AMC Javelin, а машина эта поступила в продажу в 1968 году. Стало быть, дело происходит в конце шестидесятых - начале семидесятых. Далее. Известно, что американские производители каждый год проводили фейс-лифтинг (небольшие изменения экстерьера) для каждой машины, иначе люди не хотели покупать "старье". Именно так: машина старше 4 лет по меркам американцев выглядела уже динозавром, а его хозяин - как плюгавый неудачник. Вот как если бы сегодня у нас преуспевающий мужчина купил себе "Жигули"-"копейку". И у Ричарда Старка это не раз упоминается: мол, машина была очень старой - лет шести или семи. Из всего этого следует, что Ролло должен был купить машину не старше нескольких лет. Однако следует учесть, что герои романа - налетчики, и в тех редких случаях, когда машину покупали, а не угоняли (впрочем, и в этих также), предпочитали не совсем новые модели, а такие, которые не бросаются в глаза, попроще.

Так что с "Боргвардом"? Известно, что компания эта разорилась в 1961 году. Стало быть, у Ролло могла быть одна из последних моделей - например, Borgward Isabella, которая появилась в 1954 году и была выпущена в американском стиле. Эта немецкая модель экспортировалась в том числе и за океан. Или же это могла быть следующая модель, более роскошная и тоже в американском стиле - Borgward P100. Однако это выглядит маловероятным в свете того, что первых было выпущено 202.862 единицы, а вторых - только 2.587.

А теперь давайте обратим внимание на последние три строки диалога. В них говорится, что "Боргварды" выпускала та же компания, что и американские рефрижераторы. И снова не станем ковырять википедию и узнавать, чьи это были холодильники, а обратимся к автомобильным энциклопедиям. "Энциклопедия легковых автомобилей" издательства "За рулем" (2003) говорит следующее. В 1963 году производство модели Borgward P100 возродилось в Мексике под именем Borgward-230. А с 1967 года до 1971 года там же стали выпусать модель Borgward Isabella-23, которая представляла собой несколько переделанную модель Concord американского концерна... АМС! Однако если мы обратимся к увесистому американскому фолианту "Encyclopedia of American Cars" (1996) толщиной в 896 страниц, то узнаем, что ни у одной из составлявших АМС марок - Hudson, Nash, Rambler и собственно АМС - не было модели Concord. Вывод: либо модель-донор называлась не "Конкорд", либо это была модель производства не "Америкэн Моторз Корпорейшн". Те, кто заинтересовался очень сильно, могут попробывать распутать эту историю до конца. Но я склонен думать, что первоначально у Ролло был как раз Borgward Isabella-23 мексиканской сборки, а действие книги происходит в начале семидесятых.

Теперь попробуем высчитать "СААБ". "За рулем" утверждает, что "СААБы" стали экспортироваться в США в 1956 году. В тот год перестали выпускать модель SAAB 92 и перешли исключительно на модель SAAB 93. Но мы ищем модель, которя продолжала выпускаться на момент действия книги - где-то начало семидесятых. Такому критерию удовлетворяют сразу три модели: универсал SAAB 95 (1959-1978), хэтчбек SAAB 96 (1960-1980) и новый SAAB 99 (1969-1984). Мне кажется, что Ролло купил себе как раз "СААБ 99", который дебютировал в Штатах на автосалоне в Нью-Йорке в 69-ом. Это был выглядящий современно двухдверный седан с мотором объемом 1.709 "кубиков" и мощностью в 80 л.с.; а с 1970 года - с инжекторным двигателем в 87 "лошадей", полностью автоматической коробкой передач и четырехдверной модификацией в придачу. Именно на "СААБе 99" в 1977 году впервые в массовом автомобилестроении применят турбомотор.

Вот такая история.

Продолжение разгадывания - здесь:
http://incopolis.livejournal.com/97612.html
Про эту запись
My World - My Future