?

Log in

No account? Create an account
10 янв, 2011 @ 17:28 Главные гоночные чемпионаты мира. Обзор, сравнение, таблица, картинки.
Пока в двух главных гоночных сериях автомобилей с открытыми колесами - Formula 1 и Indycar - межсезонье, я приведу некоторую статистику этих и других основных серий. Результаты чемпионатов я пытался предсказать вот тут, а сами результаты подвел вот здесь. Сейчас же поговорим немного о другом.

Многим из вас из гоночных серий автомобилей с открытыми колесами лучше всего известна Формула-1. Про Индикар часть слышала, часть не знает; а из тех, что знают, некоторые путают ее с Чампкаром, IRL и прочими USAC. Так вот, пока очередные сезоны еще не начались, я вкратце обрисую эти гоночные серии, а вы потом уже выберите - стоит ли в них за кого-нибудь болеть или нет. При этом я не стану описывать молодежные серии вроде GP2, Formula Renault, IndyLigths и им подобные, а остановлюсь лишь на главных, на мой взгляд, гоночных чемпионатах.


Формула-1 (Formula 1). Много говорить не надо: это и "королева автоспорта", и "цирк на колесах", и еще много лестных и как раз наоборот эпитетов. Гонки Формулы-1 проводятся с 1950 года, но и до этого место не было пусто: более ранний чемпионат назывался Чемпионат Мира по Автогонкам. Ф-1 - одна из самых быстрых гоночных серий в мире. Однажды на соляном озере Бонневилль болид Ф-1 разогнался до 416 км/ч. На трассах чемпионата машины могут разогнаться сейчас до 315 км/ч или чуть больше, но из-за конфигурации самих треков сейчас редко превышают скорость в 300 км/ч. Формула-1 также и самый дорогой в мире автогоночный вид спорта: одно только шасси обходится команде в сумму до 40 миллионов долларов в год, а полные бюджеты команд составляют 200 миллионов долларов и выше. Нужно отметить, что в начале тысячелетия гегемония Ferrari удручала, и гонки, несмотря на все попытки Всемирной Автомобильной Федерации изменить технический и гоночный регламент, были скучноватыми. Но последние пару сезонов выдались на редкость интересными (победители чемпионата определились на последнем этапе) и, хочется надеяться, таковыми и останутся. Вот только бы еще команд и пилотов побольше на старте - и совсем было бы чудесно. О том, сколько их было в минувшем сезоне-2010, читайте ниже в табличке.

Индикар (Indycar). Второй по популярности чемпионат "открытых колес" в мире и первый в Северной Америке, а также, наряду с чемпионатом NASCAR, наиболее популярный автогоночный чемпионат США вообще. Серия Indycar проявилась в 1994 году под названием IRL (Indy Racing League), отколовшись от тогдашнего основного чемпионата CART (Championship Auto Racing Teams) под знаменем "гонок для американских гонщиков на американских машинах с американскими моторами по американским овальным трассам". Чемпионат поначалу был не очень популярен, и лишь 500-мильный этап Индианаполисе привлекал сильное внимание. Но потом из CART в IRL перешли топ-команды вроде Andretti Green, и в CART наметился спад. Долгие 14 лет серии конкурировали, и в 2008 состоялось объединение. Правда, прежние мечты владельца серии Тони Джорджа оказались несостоятельными: сейчас около половины участников составляют выходцы из Латинской Америки, шасси используются итальянские, моторы - японские, а в календаре появились уличные и дорожные треки и трассы в Канаде, Бразилии, Японии и Австралии. После объединения серия Indycar очень выросла в плане интересности, и последние два года мы наблюдаем определение победителя лишь на последней гонке (как и должно быть). Болиды Индикар на дорожных этапах несколько медленне, чем машины Формулы-1 (на пару секунд с круга), но стоит учитывать, что шасси обходится командам всего в 200.000 долларов, а мотоы - в 935.000 долларов на весь сезон; и бюджеты команд уходят не на выбивание дополнительных оборотов или создание хитрых диффузоров, а на настройки машины и тренировки пилотов. Зато вот на овалах за "индиками" ни одна формула не угонится. В 1996 году Ари Лайендайк квалифицировался на этапе Инди-500 со средней скоростью в 380 км/ч, в то время как наибольшая скорость квалификации в Формуле-1 - 340 км/ч в далеком 71-ом году. Чемпионат оживляет присутствие нескольких гонщиц, а на этапе Инди-500 в минувшем году их гонялось сразу пять! Если у вас есть возможность - рекомендую следить за этим чемпионатом.

Формула Суперлига (Superleague Formula). Этому чемпионату по популярности далеко до двух описанных выше, и процесс его становления был долгим и не без печальных моментов, но сейчас он действует и являет собой довольно интересный симбиоз двух самых популярных видов спорта. Слоган серии такой: "Футбол на скорости 300 км/ч". Гоночные команды (которые обслуживаются профессиональными гоночными "конюшнями", порой по нескольку команд на одну "конюшню"), представляют футбольные клубы. Задумывалось, что это будут самые популярные футбольные клубы, но на деле это те клубы, у которых есть деньги для такой "разминки". За три года с момента основания чемпионата (2008) участие приняли уже 22 клуба из Европы, Азии и Южной Америки; клубы других частей света пока чемпионат игнорируют. Гонка проходит в два этапа, как в молодежных сериях. А сам чемпионат - достойное место для тех гонщиков, которые заняли высокое место в одной из молодежных серий, но не были приглашены ни в Формулу-1, ни в Индикар. Впрочем, и бывшие пилоты Ф-1 и Инди порой не брезгуют Суперлигой: редко в каком автогоночном виде спорта победителям достается не только кубок, но и медаль. Несмотря на сравнимые характеристики, болиды Суперлиги существенно медленне болидов Формулы-1: так, в 2009 лучшая средняя скорость машины Ф-1 на автодроме в Монце составила 251 км/ч, а машины Суперлиги в том же году на том же треке - лишь 216 км/ч. Зато из всех описанных в этом обзоре серий Формула Суперлига удерживает первенство по количеству команд и пилотов, принявших участие в последнем сезоне (см. табличку).

А1 Гран-При (A1 Grand Prix или просто A1GP, а также просто Кубок Наций). Еще одна интересная гоночная задумка, которая, к сожалению, уже перестала существовать. Серия, основанная в 2005 году, была построена на такой идее: на треке соревнуются между собой страны, каждую из которых представляет пилот-гражданин этой страны, а обслуживание команд-стран осуществляют профессиональные гоночные команды. Чемпионат проходил в межсезонье Ф-1 и Инди, то есть примерно с конца сентября по февраль; а гонки, как в младших сериях, делились на две сессии. Последний полноценный сезон состоялся осенью-зимой 2008/2009 годов, а за 5 дней до открытия нового, пятого сезона, серию объявили закрытой, команды распустили, гонки отменили, а голландский этап "прикрутили" к Формуле Суперлиге. За 4 полных сезона участие в чемпионате приняло 29 команд со всех обжитых частей света, в том числе Россия, США, Канада, Австралия, ЮАР, крупнейшие страны Азии и дюжина государств Европы. Три десятка гонщиков серии А1 Гран-При также принимали участие в Формуле-1 и Индикаре, где некоторые из них достигли вершин итоговых протоколов. Ходят слухи, что серия возродится в сезоне 2011/2012.

Чемпкар (Champcar). Старейшая гоночная серия США, которая началась еще в 1916 году и с тех пор претерпела несколько преобразований, расколов и объединений. В начале девяностых от серии, которая тогда именовалась CART, откололся чемпионат IRL, и через пару лет несколько лучших команд, включая Chip Gannassi Racing, ушли в новую серию. Чтобы окончательно не растерять участников, владельцы чемпионата экспериментировали с трассами и странами и в попытке привлечь зрителей даже провели несколько этапов в Европе, однако кончилось дело тем, что в своем последнем сезоне - 2008 года - в календаре были лишь уличные и дорожные трассы, а так любимых американцами овалов не осталось. После нескольких попыток объединения и поглощения в начале 2008 года уния все-таки состоялась, командам Чемпкара предложили льготные условия на переход в Индикар, несколько трасс из календаря Champcar вставили в календарь Indycar, а прощальную гонку сезона команды провели на своей трассе по своим правилам и по ее результатам даже попали в итоговый протокол. Несмотря на все невзгоды, которые преследовали серию, Чемпкар может похвастаться вот каким рекордом. Среди всех шоссейно-кольцевых автогоночных чемпионатов именно Чемпкару принадлежит мировой рекорд по средней максимальной скорости: в 2000 году на треке в Фонтане пилот Жиль де Ферран прошел круг с показателем 388 км/ч; при этом вся машина вместе с мотором обходилась владельцу всего в 400.000 долларов. Что тут скажешь? Король умер, да здрравствует король!

А теперь табличка. В ней собрана статистика последних чемпионатов расписанных серий, поэтому не удивляйтесь мощности моторов, далекой от тысячи "лошадей", каковые снимали с двигателя лет пятнадцать назад. Здесь - только самая свежая статистика.
Примечание. Под подключаемым турбонаддувом имеется в виду возможность кратковременного повышения мощности и оборотов двигателя путем нажатия кнопки на руле.

18.41 КБ

А здесь - картинки болидов гоночных серий.

233.24 КБ
Про эту запись
My World - My Future
[User Picture Icon]
From:victogan
Date:Январь, 10, 2011 20:08 (UTC)
(Permanent Link)
IRL появился в 1996-м. Последнюю Инди-500 для CART выиграл в 1995 Жак Вильнёв, после этого и произошёл раскол. Как сейчас помню всё очень болезненно было, но Тони Джордж хитрый, всё таки смог перетянуть одеяло на себя. Хотя сечас чемпионаты с открытыми колёсами в США в полной тени НАСКАРа. Этого я совершенно не могу понять.

Наивысшее достижение среднего круга в квалификации Ф-1 у Рубенса Барикелло на ГП Италии в 2004 году 260,4 км/ч

1000 л. с. Ф-1 последний раз видела до введения в 1987 ограничения давления наддува. Те мощности врядли возвратятся уже...
[User Picture Icon]
From:victogan
Date:Январь, 10, 2011 20:10 (UTC)
(Permanent Link)
И в общем не в скорости дело, а в типах трасс. Формула-1 не проводится на овалах.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Январь, 11, 2011 10:56 (UTC)
(Permanent Link)
Да, верно, Ф-1 на овалах последний раз очень уж давно была - еще тогда, когда формально Инди-500 входила в чемпионат Ф-1, но редкие "формульщики" туда выбирались; зато по итогам сезона какой-нибудь Билл Вукович входил в десятку сильнейших гонщиков Формулы-1 (и вряд ли об этом знал...)
[User Picture Icon]
From:victogan
Date:Январь, 11, 2011 12:39 (UTC)
(Permanent Link)
Да, включение Инди-500 в зачёт было просто формальностью. Кстати первый технический регламент Ф-1 был компромиссом между европейским и американским тех лет. Но не срослось. А ныне это две огромные разницы и общее там только понятия.
[User Picture Icon]
From:incopolis
Date:Январь, 11, 2011 10:54 (UTC)
(Permanent Link)
Да, все верно. В 94-ом Тони Джордж вроде как только объявил о создании серии, и благодаря эапу на Кирпичнице и стал потихоньку набирать популярность...
Популярность НАСКАРа, видимо, обусловлена тем, что еще лет 60 назад это были соревнования обычных стоковых, а не гоночных, машин, и каждый мог стать гонщиком или хотя бы почувствовать себя таковым. Сейчас, правда, от стоковости ничего не осталось, кроме названия, но даже этим популярность не убьешь.

Действительно, наивысшая средняя скорость была показана Рубиньо в 2004-ом, но я специально привел данные разных серий за один и тот же год, чтобы было нагляднее сравнить.